Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2510
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 06.03.2006, постановление от 02.05.2006 по делу N А51-8972/05 13-161 Арбитражного суда Приморского края, по иску КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Лесозаводский" к Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, третье лицо: Отдел социальной защиты населения администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, о взыскании 1039562,75 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Лесозаводский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Лесозаводский и Лесозаводский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1039561,75 руб. расходов, связанных с предоставлением отдельной категории граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в октябре-ноябре 2004 года, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму иска до 482351 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Отдел социальной защиты населения администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район.
Решением суда от 06.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с решением от 06.03.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель ссылается на неправильное применение статьи 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 Министерство финансов РФ приводит доводы о том, что государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень, и, таким образом, соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены.
Кроме того, Минфин считает, что суд неосновательно взыскал с бюджета и НДС, входящий в сумму убытка.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, между КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Лесозаводский" и Управлением социальной защиты населения администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район заключен договор N 1 от 09.01.2004 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Во исполнение указанного договора в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" КГУП "Примтеплоэнерго" за счет собственных средств в период с октября по ноябрь 2004 года предоставило льготы отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с предоставлением указанных льгот истец понес убытки в сумме 482351,28 руб., невозмещенные государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое, регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Суд, рассматривая спор, на основании ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" сделал правомерный вывод о том, что источником финансирования рассматриваемых льгот является федеральный бюджет.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе фонда компенсаций запланированы субсидии и субвенции, в том числе на реализацию положений ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Приморскому краю утверждены средства в размере 368303 тыс. руб.
Перечисленные в краевой бюджет средства целевым назначением распределены по муниципальным образованиям Приморского края, при этом МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район - 9950 тыс. руб.
Средства на реализацию льгот ФЗ "О ветеранах", предусмотренные в краевом бюджете, передаются в бюджеты муниципальных образований в виде субвенций.
Как установлено судом, финансовые средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края целевым назначением не передавались как не утвержденные ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Вместе с тем, объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не покрывает расходы предприятий, предоставивших коммунальные услуги.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Лесозаводска и Лесозаводский район, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 482351,28 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 02.05.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8972/05 13-161 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 июля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2510
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании