Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-2/2451
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ЗАО "М": Гончар И.В., представитель по доверенности от 17.01.2006 б/н, от МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю: Боженко Н.В., инспектор юридического отдела по доверенности от 26.06.2006 N 03-31/11, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю на решение от 13.04.2006 по делу N А73-1023/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению закрытого акционерного общества "М" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2006 года.
Закрытое акционерное общество "М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) об отказе в списании задолженности по пеням и штрафам в размере 1284749 руб., выраженного в письме от 29.11.2005 N 09/44/12022, и обязании инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 13.04.2006 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обществом соблюдены все условия погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (с изменениями дополнениями, далее - Постановление N 1002), поэтому у налогового органа отсутствовали основания для отказа в списании задолженности по пеням и штрафам.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда отменить. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судом сделан ошибочный вывод о том, что 4-х летний срок погашения реструктурированной задолженности должен исчисляться с начала фактического погашения задолженности в соответствии с установленным графиком, а не с момента вынесения налоговым органом решения о реструктуризации задолженности.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции не согласны с доводами, изложенными в ней, считают решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 23.10.2001 инспекцией принято решение N 2 о проведении реструктуризация задолженности общества по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам по федеральным, региональным и местным налогам, которым определено, что погашение отсроченных сумм по налогам и сборам начинается в декабре 2001 года и производится в соответствии с графиком погашения задолженности.
Общество погасило задолженность по налогам и сборам 14.11.2005 и обратилось в налоговый орган с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 1288205 руб.
Инспекция письмом от 29.11.2005 N 09/44/12022 отказала обществу в праве досрочного списания задолженности по пеням и штрафам, зачисляемым в федеральный бюджет, ссылаясь на то, что общество не произвело досрочное погашение задолженности по налогам и сборам в срок до 23.10.2005.
Общество не согласившись с данным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что задолженность погашена налогоплательщиком в полном объеме досрочно, и он имеет право на списание задолженности по пеням и штрафам.
Вывод суда является правильным.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок реструктуризации N 1002) в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4-х лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При этом, пунктом 5 названного Порядка предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
Если организацией в течение 4-х лет погашена вся сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также в течение 4-х лет уплачивались в полном объеме и своевременно текущие налоговые платежи в федеральный бюджет, предусмотрено полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" установлено, что списание задолженности по пеням и штрафам производится Министерством РФ по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством. Пунктом 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235, установлено, что полное списание суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили в течение 4-х лет после принятия решения реструктурируемую задолженность, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности.
Статьей 36 Закона Хабаровского края от 14.02.2005 N 263 "О краевом бюджете на 2005 год" предусмотрено, что списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, решения по которым о реструктуризации задолженности по региональным налогам и сборам были приняты в соответствии с постановлением главы администрации края от 26.07.2001 N 310, которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих платежей, подлежащих зачислению в краевой бюджет) полную сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, производится в порядке, определенном Правительством края.
Согласно пункту 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края от 08.08.2003 N 246, при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4-х лет после принятия решения о реструктуризации задолженности финансовый орган по представлению налогового органа выносит решение о полном списании долга по пеням и штрафам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235
Из приведенных норм следует, что одним из условий списания задолженности по пеням и штрафам является досрочное, то есть до наступления срока погашения задолженности по пеням и штрафам, погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам.
Из материалов дела усматривается, что решением инспекции от 23.10.2001 N 2 утвержден график погашения обществом задолженности по налогам и сборам в течение 4 лет, срок погашения установлен с декабря 2001 года.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что согласно платежным поручениям N 322, N 323, N 324 общество произвело последние платежи 14.11.2005, погасив реструктурированную задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ в полном объеме до истечения срока, предусмотренного графиком погашения задолженности по налогам и сборам, при этом общество соблюдало условия о своевременном внесении текущих налоговых платежей и процентов.
Поскольку общество в течение 4-х лет, то есть досрочно, полностью погасило сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, суд обоснованно признал за обществом право на списание суммы задолженности по пеням и штрафам в размере 1284749 рублей.
При таких обстоятельствах, довод налогового органа о том, что реструктурированная задолженность должна быть погашена налогоплательщиком в течение 4-х лет с момента принятия решения о реструктуризации, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку такого условия списания задолженности по пеням и штрафам не установлено Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269, Порядком реструктуризации N 1002, Законом Хабаровского края от 14.02.2005 N 263.
На основании изложенного решение суда является законным и соответствует материалам дела.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.04.2006 по делу N А73-1023/2006-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-2/2451
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании