Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-2/2481
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Находке на решение от 18.04.2006 по делу N А51-21743/2005 20-672/44 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "П" к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Находке о признании недействительными требований N 127452 от 11.10.2005, N 124454 от 30.09.2005.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2006 года Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "П" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными требований, выставленных Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Находке (далее - инспекция, налоговый орган) N 127452 от 11.10.2005, N 124454 от 30.09.2005 об уплате пеней.
Решением от 18.04.2006 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны недействительными, как не соответствующие положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что если пени начисляются на суммы недоимки по налогам, на которые ранее требования уже выставлялись, то в требовании о взыскании пеней необязательно указывать сумму такой недоимки.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но их представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене решения суда исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Инспекцией выставлены требования по состоянию на 11.10.2005 N 127452 и по состоянию на 30.09.2005 N 124454 об уплате пеней в сумме 482995,88 руб., 925546,12 руб. соответственно.
Не согласившись с требованиями Инспекции, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из положений статьи 69 Налогового кодекса РФ, согласно которым при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу ему направляется требование - письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Как предусмотрено пунктом 4 указанной выше статьи Кодекса, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, исчисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что в требовании, направленном налогоплательщику, налоговый орган должен указывать размер недоимки, дату, с которой начисляются пени, и ставку пеней.
Указанное требование в силу статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках в порядке, установленном статьей 46 названного Кодекса. При этом решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60-ти дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении данного срока решение считается недействительным и исполнению не подлежит.
Судом установлено, что в требованиях, направленных предприятию, не указаны данные о суммах недоимки по налогам; период образования недоимки, на которую начислены пени, что является нарушением положений статьи 69 Налогового кодекса РФ. Исходя из этого, судом сделан правильный вывод о ненадлежащем оформлении налоговых требований и об отсутствии возможности проверить правильность и обоснованность начисления Инспекцией спорных сумм, поскольку основания и период начисления пеней в требованиях не указаны.
В кассационной жалобе налоговым органом также не приведены данные о размере задолженности и сведения о ее уплате (взыскании).
При таких обстоятельствах суд правомерно признал незаконными требования от 11.10.2005 N 127452 и от 30.09.2005 N 124454 о взыскании пени в общей сумме 1408542 руб. с КГУП "П", в связи с чем, основания для отмены принятого по делу решения суда и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.04.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-21743/2005 20-672/44 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования.
Налоговый орган направил предприятию требование об уплате пеней, в котором не указал размер недоимки, на которую пени начислены. По мнению налогового органа, если пени начисляются на сумму недоимки, на которую ранее требования выставлялись, то в требовании о взыскании пеней необязательно указывать сумму такой недоимки.
Налогоплательщик оспорил действительность выставленного требования в суд, который поддержал позицию заявителя.
Рассматривая кассационную жалобу налогового органа, федеральный арбитражный суд установил, что в требованиях, направленных предприятию, не указаны данные о суммах недоимки по налогам и период образования недоимки, на которую начислены пени, вследствие чего у предприятия отсутствовала возможность проверить правильность и обоснованность начисления пеней.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п.19 Постановления Пленума от 28.02.2001 г. N 5, в требовании, направленном налогоплательщику, налоговый орган должен указывать размер недоимки, дату, с которой начисляются пени, и ставку пеней.
Поскольку направленные налогоплательщику требования являются не надлежаще оформленными и не позволяют проверить правильность начисления пеней, суд признал данные требования незаконными.
На основании изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-2/2481
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании