Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2006 г. N Ф03-А59/06-1/3031
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 10.05.2006 по делу N А59-1355/03-С6 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Администрации МО "Александровск-Сахалинский район", Финансовому отделу МО "Александровск-Сахалинский район", Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, третьи лица: Управление социальной защиты населения МО "Александровск-Сахалинский район", о взыскании 887462,76 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2006 года. Полный текст постановления изготовлен 15.08.2006 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Главному финансовому управлению Сахалинской области, Финансовому отделу администрации Александровск-Сахалинского района о взыскании 887462,76 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением за период с июня 2001 года по февраль 2003 года отдельным категория граждан льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1, Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" N 431 от 05.05.1992.
Решением от 31.10.2003 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на то обстоятельство, что истец не представил доказательств в обоснование своих исковых требований, а также не привлек к участию в деле в качестве ответчиков: Администрацию Александровск-Сахалинского района, Отдел социальной защиты граждан Александровск-Сахалинского района, которые являлись сторонами по договору от 30.04.2002 на предоставление и компенсацию льгот по оплате электроэнергии.
В процессе рассмотрения спора в апелляционной инстанции по апелляционной жалобе истца к участию в деле привлечены в качестве ответчиков: Администрация МО Александровск-Сахалинского района, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Департамент социальной защиты населения Сахалинской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2004 решение суда отменено, требования истца удовлетворены. С Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации открытому акционерному обществу "Сахалинэнерго" возмещены понесенные им убытки в сумме 516436,02 руб., с Главного финансового управления Сахалинской области - 253520,96 руб., с Финансового управления администрации МО Александровск-Сахалинского района - 78351,80 руб. за счет казны соответствующего уровня. В иске к Администрации МО Александровск-Сахалинского района и Отделу социальной защиты граждан администрации МО Александровск-Сахалинского района отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2005 указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, истец в связи с удовлетворением частично его требований ответчиками, отказался от иска в этой части, оставив требование только по льготам по Указу Президента РФ N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в сумме 61223 руб. 17 коп. Решением суда от 10.05.2006 иск в сумме 61223,7 удовлетворен за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на отсутствие целевого финансирования. В остальной части иска производство по делу прекращено на основании п. 4 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска.
Законность судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом ОАО "Сахалинэнерго" в период с июня 2001 года по февраль 2003 года предоставило льготы по оплате электроэнергии ветеранам, инвалидам, реабилитированным лицам и лицам пострадавшим от политических репрессий, участникам трудового фронта, а также многодетным семьям.
Договором от 30.04.2002 предусмотрена обязанность Администрации МО Александровск-Сахалинского района возмещать затраты ОАО "Сахалинэнерго" от предоставления льгот по оплате электроэнергии указанным категориям граждан в пределах средств, переданных из областного бюджета.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам в спорный период многодетным семьям в соответствии с Указом Президента N 431 от 05.05.1992 ОАО "Сахалинэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
В качестве доказательств предоставления истцом указанных льгот судом исследовались расчеты истца, списки многодетных семей с указанием сумм расходов, акты сверок расчетов составленные с Управлением социальной защиты населения Администрации МО г. Александровск-Сахалинский района. Поэтому доводы заявителя жалобы о неподтверждении истцом надлежащими доказательствами размера предоставленных льгот подлежат отклонению.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу и изданному в его исполнение Письму Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Однако Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в передах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения целевых средств в бюджет района на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно их федерального бюджета.
В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.
Как установлено судом из материалов дела, финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете в 2001, 2002, 2003 гг. не утверждались и Сахалинской области в спорный период не выделялись.
В связи с чем убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате услуг подачи воды и водоотведения многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 15, 16, 1069 НК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду статей 15, 16, 1069 ГК РФ
Таким образом, поскольку обжалуемое решение принято в соответствии с нормами процессуального и материального права, всем обстоятельствам по делу дана надлежащая правовая оценка, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.05.2006 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1355/03-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2006 г. N Ф03-А59/06-1/3031
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании