Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3030
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 03.03.2006, постановление от 04.05.2006 по делу N А51-13874/2005 5-240 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Арсеньевский" к Администрации муниципального образования г. Арсеньева, третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов администрации Приморского края, о взыскании 1886,75 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Арсеньевский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Арсеньева, о взыскании 1886,75 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг в период февраль-декабрь 2002 года в соответствии с ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы". Третьими лицами, не заявляющими требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов администрации Приморского края.
Определением суда от 11.10.2005 по ходатайству истца Минфин РФ и Департамент финансов администрации Приморского края привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Решением от 03.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию установленных ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" льгот выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Со ссылкой на отнесение статьей 72 Конституции РФ вопросов социальной защиты населения к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, заявитель приводит доводы о том, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот, так как они финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период февраль-декабрь 2002 года КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Арсеньевский" предоставляло льготы за счет собственных средств по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право, на основании ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и во исполнение заключенного с Администрацией Арсеньевского района договора от 30.12.2002.
Всего за указанный период истец предоставил льготы на сумму 11320,54 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
В связи с тем, что Администрацией г. Арсеньева расходы истца компенсированы частично, в сумме 9433,79 руб., невозмещенная часть расходов последнего составила 1886,75 руб., о взыскании которых заявлен настоящий иск.
Федеральным Законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ для указанной в нем категории граждан предусмотрены льготы в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг. Согласно названному закону, расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
При рассмотрении спора, арбитражный суд правомерно исходил из того, что отнесение статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) расходов по обеспечению социальной защиты населения к совместно финансируемым Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. В связи с чем, правильно установил источник предоставления установленных ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" льгот - средства федерального бюджета, которые при передаче осуществления полномочий РФ на другой уровень власти должны передаваться нижестоящему бюджету в форме субвенций, что соответствует положениям пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005), Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судом установлено, что согласно Федеральному Закону от 31.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из Фонда компенсаций федерального бюджета бюджету Приморского края на реализацию, в том числе Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ передано 28702 тыс. руб. субвенций, которые в полном объеме направлены субъектом РФ на указанные цели муниципальным образованиям края. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено. Арсеньевскому городскому округу денежные средства не выделялись.
Вместе с тем, объем финансирования из федерального бюджета не покрыл фактическую потребность субъекта РФ в средствах на компенсацию расходов предприятий, оказавших льготные услуги.
В связи с указанными обстоятельствами, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления гражданам субсидий, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Департамент финансов администрации Приморского края от ответственности освобожден правомерно.
При установленных обстоятельствах суд также обоснованно, руководствуясь статьями 12, 132 Конституции РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", предусматривающими ответственность муниципального образования за неисполнение переданных ему государственных полномочий только в пределах финансового обеспечения осуществления таких полномочий, отказал в иске к Администрации Арсеньевского городского округа.
Ссылка заявителя кассационной жалобы о том, что Минфин РФ не является стороной по договору от 30.12.2002 N 20, нарушение которого повлекло возникновение у истца убытков, несостоятельна. Факт заключения органом муниципального образования с лицом, предоставляющим льготы соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, сам по себе не влияет на обязанность Российской Федерации по финансированию реализации установленных федеральными законами льгот.
Таким образом, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.03.2006, постановление от 04.05.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13874/2005 5-240 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3030
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании