Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2890
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.03.2006, постановление от 11.05.2006 по делу N А51-12929/2005 27-234 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Отделу социальных программ администрации Октябрьского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Октябрьского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 3472 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению социальной защиты населения муниципального образования Октябрьский район (переименовано в Отдел социальных программ администрации Октябрьского района), Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Октябрьского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 3472 руб. 68 коп. расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате электроэнергии.
Решением суда от 15.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2006, требования истца удовлетворены путем взыскания указанной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в которой предлагается их отменить.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", действие которого продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80. Данный Порядок устанавливает, что расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам.
Полагает, что из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств в спорный период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Также, заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец во исполнение договора N 7 от 05.01.2004, заключенного с УСЗН администрации МО Октябрьский район, и на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств предоставил в период с марта по декабрь 2004 года гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной электроэнергии.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, заявлены настоящие исковые требования.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что в 2004 году из федерального бюджета Приморскому краю выделены денежные средства на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в сумме 368303 тыс. руб., в том числе МО Октябрьский район - 6382 тыс. руб.
Однако денежных средств оказалось недостаточно для компенсации предоставленных льгот.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Октябрьского района, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.03.2006, постановление от 11.05.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12929/2005 27-234 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2890
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании