Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2732
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 14.12.2005, постановление от 03.05.2006 по делу N А51-7897/2005 7-186 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Надеждинский" к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, 3-е лицо: Администрация МО Надеждинский район, о взыскании 221581 руб. 72 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2006 года. Полный текст постановления изготовлен 07.08.2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала Надеждинский обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к МУ "Централизованная библиотечная система Надеждинского района" (далее - МУ ЦБС), о взыскании 221581 руб. 72 коп., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате горячей воды и теплоснабжения в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 и в соответствии с ФЗ "О социальном развитии села", Основ законодательства РФ о культуре.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РСФСР "О социальном развитии села"
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве ответчиков Департамент финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением от 14.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2006, исковые требования удовлетворены в сумме 221581 руб. 72 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период целевые денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальном развитии села", Основ законодательства РФ о культуре, выделялись не в полном объеме.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РСФСР "О социальном развитии села"
Не согласившись с состоявшимся решением суда и постановлением апелляционной инстанции, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на Постановление РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых расходов по предоставлению льгот не предусмотрено.
Заявитель также ссылается на неприменение судом Письма Минфина РФ N 10-03-02 от 18.08.1998, разъясняющего о предоставлении данной категории граждан льгот только по оплате жилого помещения, не включая коммунальные услуги, что привело к неправомерному удовлетворению требований истца.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, между КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала Надеждинский (Исполнитель) и МУ "Централизованная библиотечная система Надеждинского района" (Заказчик) 01.01.2004 заключен договор N 4 о компенсации расходов за предоставление льгот по оплате коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) работникам заказчика в пределах средств поступающих на эти цели из краевого и федерального бюджетов. Срок действия договора определен с 01.01.2004 по 31.12.2004.
Ввиду невозмещения расходов образовавшихся за период октябрь-декабрь 2004 в сумме 221581 руб. 72 коп. ответчиком, а также государственными органами власти и органами местного самоуправления за счет соответствующих бюджетов, истец обратился с настоящим иском в суд.
Сумма иска подтверждается актами сверки сторон договора.
При рассмотрении спора суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, в соответствии со ст. 55 Основ законодательства РФ о культуре, ст. 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села", ст. 59 Жилищного кодекса, Постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 N 31 "О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельской местностях и рабочих поселках" предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Пункт 3 указанных Правил предусматривает, что Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектами Федерации отчетов о фактически произведенных на указанные выше цели расходах.
Как следует из материалов дела, субъект Федерации - Приморский край ежеквартально представлял в Министерство финансов РФ отчеты о расходах, произведенных на эти цели.
В 2004 году субъектом РФ на указанные цели произведено расходов на сумму 137187 тыс. руб., из федерального бюджета для возмещения данных расходов в 2004 году поступило 39699 тыс. руб.
Распоряжением Губернатора Приморского края, изданным во исполнение ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", поступившие средства распределены муниципальным образованиям Приморского края, в том числе МО Надеждинский район выделено 1560 тыс. руб., что недостаточно для покрытия потребности муниципального образования на рассматриваемые цели, фактически оплатившего на указанные цели средств 1932727,58 руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и средств муниципальным образованием Надеждинский район выделенных федеральных денежных средств в деле не имеется.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 является Министерство финансов РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению данной категории граждан льгот по оплате коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.05.2006 по делу N А51-7897/05 7-186 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/2732
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании