Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3161
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3728
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Н.В. Склизков - адвокат по доверенности от 05.06.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 10.04.2006, постановление от 15.06.2006 по делу N А51-15657/05 32-317 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" к Администрации г. Артема, Финансовому управлению администрации г. Артема, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Аргумент Плюс", Управление социальной защиты администрации г. Артема, о взыскании 513880 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 5 сентября 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" г. Артема, Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Артема, Финансовому управлению администрации г. Артема, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 488460,77 руб. (с учетом уточненных требований) расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2004 годах в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.
Решением от 10.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с решением от 10.04.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", так как согласно пункту 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, финансирование указанных расходов, понесенных операторами связи, производится за счет средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, заявитель ссылается на выделение средств из Фонда компенсаций на реализацию указанного Закона в 2003, 2004 годах, в связи с чем основания для привлечения к ответственности Министерства финансов РФ, по его мнению, отсутствуют.
Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в расчет убытков сумм НДС, начисленных на стоимость услуг, поскольку в силу статьи 143 Налогового кодекса РФ бюджеты различных уровней не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МУП "Служба единого заказчика" доводы жалобы отклонил в полном объеме и просил решение и постановление оставить в силе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП "Служба единого заказчика" в 2003-2004 годах предоставляло льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 488460,77 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Суд при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, относятся к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, поэтому финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Судом установлено, что в спорный период из Федерального фонда компенсаций предусмотрены субвенции на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" Приморскому краю, в том числе в 2003 году - 13060 тыс. руб., в 2004 году - 21777 тыс. руб. Указанные средства перечислены на лицевые счета финансовых управлений муниципальных образований, открытых в органах Федерального казначейства, в том числе МО г. Артем передано в 2003 году - 628 тыс. руб., в 2004 году - 1612 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела нет.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ органом, призванным выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении вреда за ее счет, является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Артема, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 488460,77 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 15.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15657/05 32-317 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3161
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании