Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3054
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 28.03.2006, постановление от 01.06.2006 по делу N А51-11/2006 27-54 Арбитражного суда Приморского края, по иску Администрации муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводский район к Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1206085 руб. 87 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2006 года.
Администрация муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводский район обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1371257 руб. 86 коп. (с учетом уточненных требований) расходов, связанных с предоставлением в 2002 году гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 28.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2006, требования истца удовлетворены путем взыскания указанной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, который просит их отменить как незаконные.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот (утвержден постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387), где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также заявитель указывает на то, что истцом документально не доказан как факт понесения убытков в спорный период, так и право на льготу у льготной категории лиц.
Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость и на пропуск срока исковой давности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора N 95 от 22.03.2002 за счет собственных средств предоставил в 2002 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Сумма некомпенсированных истцу выпадающих доходов составила 1371257 руб. 86 коп.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003) согласно которому финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе для МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район в сумме 5519 тыс. руб.
Материалами дела установлено, что названные средства доведены до муниципального образования в указанном объеме и полностью направлены на погашение задолженности перед организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, вместе с тем не покрыли его потребность на рассматриваемые цели.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.03.2006, постановление от 01.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11/2006 27-54 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе для МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район в сумме 5519 тыс. руб.
...
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3054
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании