Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3146
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: зам. нач. юр. отдела по доверенности N 22/2 от 10.01.2006 - Валеева Е.А., юрисконсульт по доверенности N 22/3 от 10.01.2006 - Чупрова Е.А., от ответчика: от Министерства финансов РФ - гл. специалист юр. отдела по доверенности N 1557 от 31.01.2006 - Бертина Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, ФГУП "Дальавиа" на решение от 17.02.2006, постановление от 11.05.2006 по делу N А73-9988/2005-26 (АИ-1/510/06-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Дальавиа" к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 11121379 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 25.08.2006.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дальавиа" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о взыскании 11121379 руб. убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам по оплате проезда воздушным транспортом в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах".
Определением суда 12.10.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 17.02.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.05.2006 указанное решение суда частично изменено, из суммы требований судом исключен НДС, сумма требований истца удовлетворенных за счет казны РФ составила 9423158 руб. 62 коп.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, где ставится вопрос об их отмене и отказе истцу в иске, а также по жалобе ФГУП "Дальавиа", полагающего постановление суда изменить и удовлетворить требования истца в полном объеме.
В обоснование жалобы Минфин РФ ссылается на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем социальная защита инвалидов и ветеранов не является исключительными полномочиями Российской Федерации.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства считает, что действующим законодательством определен источник финансирования льгот, предоставляемых инвалидам. Российская Федерация свои обязательства исполнила надлежащим образом, предусмотрев в федеральном бюджете целевые средства на реализацию указанного закона, в связи с чем, основания для возложения ответственности на казну Российской Федерации отсутствуют.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" расходование предоставленных из Фонда компенсаций субсидий на указанные цели осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Федерации, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств данного назначения.
Оспаривая правомерность взыскания расходов по предоставлению льгот по ФЗ "О ветеранах" за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ заявитель, ссылается на неправильное применение судом Постановления Правительства РФ N 946 от 14.12.2000 предусматривающего распределение средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели через главного распорядителя - Минтруд РФ которое на основании бюджетных заявок органов социальной защиты субъектов РФ. В этой связи суд не исследовал обстоятельства составления и направления заявок Минсоцзащиты Хабаровского края в Минтруд РФ и их исполнение.
ФГУП "Дальавиа", оспаривая постановление суда в отказанной части иска, ссылается на неприменение судом ст.ст. 168, 143 Налогового кодекса РФ, предусматривающих предъявление покупателю (населению) в цене услуг налога на добавленную стоимость, и его уплату продавцом в бюджет, а следовательно, наличие у него убытков от его невозмещения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалоб и отзывы на них, заслушав в заседании представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит подлежащей удовлетворению кассационную жалобу ФГУП "Дальавиа", а постановление суда - отмене с оставлением в силе решения суда по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с января по декабрь 2004 года (включительно) ФГУП "Дальавиа" предоставляло за счет собственных средств льготы по перевозке отдельных категорий гражданам, имеющих на это право в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 4.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" (ст. 30) и Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" (ст. 13).
Во исполнение законодательно установленного порядка возмещения предоставленных льгот между истцом и Министерством социальной защиты населения Хабаровского края заключен договор N 13-198-03 от 28.03.2003, который был пролонгирован на 2004 год соглашением от 01.01.2004.
Факт предоставления указанных льгот документально подтвержден и не оспаривается сторонами. Однако, платежи осуществлялись не в полном объеме, что соответствует данным расчета и актам сверки истца с Министерством социальной защиты населения Хабаровского края. В связи с чем, образовалась задолженность в размере 11121379 руб. (из них 2023570 руб. по категории "ветераны", 9097809 руб. - по категории "инвалиды"), что послужило основанием для обращения истца в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения сторон.
Право на льготную оплату услуг по перевозке воздушным транспортом инвалидов и ветеранов предусмотрено Федеральными законами "О социальной защите населения в РФ" (ст. 30) и "О ветеранах" (ст. 13).
Ст. 10 ФЗ "О ветеранах" установлено, что финансирование расходов по оплате проезда льготников на воздушном транспорте осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ N 946 от 14.12.2000 утверждены Правила возмещения в 2000 году (действие которых продлено на 2001-2004 годы) транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда.
Пунктами 2, 5, 6 указанных Правил предусмотрено, что финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета путем перечисления средств через органы федерального казначейства органам социальной защиты населения субъектов РФ, которые распределяют и на договорной основе перечисляют выделенные средства транспортным организациям.
Статьей 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" закреплено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2001 году (действие которого продлено 2002-2004 годы), утвержденным Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 установлено, что средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном Фонде компенсации и направляются субъектам РФ в виде субсидий и субвенций. Ответственность за их предоставление п. 2 указанного Порядка возложена на Министерство финансов РФ.
Как правильно установлено судом, утвержденные Законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" целевые средства в составе федерального бюджета направлялись субъекту РФ - Хабаровскому краю через Минсоцзащиты Хабаровского края, которые не покрыли фактическую потребность края в них.
Доказательств нецелевого использования Хабаровским краем бюджетных средств в деле не имеется.
Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральными законами и интересы казны Российской Федерации на основании статьи 1071 ГК РФ, пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда N 6/8 от 01.07.1996 представляет Министерство финансов РФ, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно взыскал в пользу истца убытки с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку, оснований для их переоценки не имеется.
Вместе с тем, исключение судом апелляционной инстанции из суммы требований истца налога на добавленную стоимость не соответствует ст. 15 ГК РФ, поскольку в составе неполученного дохода от предоставления льгот по оплате стоимости проезда находится НДС, который включается в стоимость авиабилета согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ и который, истец должен уплачивать в бюджет в соответствии с требованиями ст. 143 Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного, кассационная жалоба ФГУП "Дальавиа" подлежит удовлетворению, а постановление суда апелляционной инстанции отмене с оставлением в силе решения суда.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 11.05.2006 по делу N А73-9988/2005-26 (АИ-1/510/06-7) отменить, оставить в силе решение суда от 17.02.2006.
ФГУП "Дальавиа" выдать справку на возврат уплаченной из федерального бюджета государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 руб. по платежному поручению N 1519 от 01.06.2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральными законами и интересы казны Российской Федерации на основании статьи 1071 ГК РФ, пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда N 6/8 от 01.07.1996 представляет Министерство финансов РФ, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно взыскал в пользу истца убытки с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку, оснований для их переоценки не имеется.
Вместе с тем, исключение судом апелляционной инстанции из суммы требований истца налога на добавленную стоимость не соответствует ст. 15 ГК РФ, поскольку в составе неполученного дохода от предоставления льгот по оплате стоимости проезда находится НДС, который включается в стоимость авиабилета согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ и который, истец должен уплачивать в бюджет в соответствии с требованиями ст. 143 Налогового кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3146
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании