Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3120
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 06.04.2006, постановление от 19.06.2006 по делу N А51-19628/2005 7-421/2 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Михайловский" к Управлению народного образования администрации Михайловского района, 3-е лицо Администрация муниципального образования Михайловского района, о взыскании 1294898,38 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 29.08.2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Михайловский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению народного образования администрации муниципального образования Михайловского района о взыскании расходов в сумме 1294898,38 рублей, связанных с предоставлением в период (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) с сентября по декабрь 2004 года на основании Федерального закона "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ (далее - Закон "Об образовании") и договора от 01.01.2004 N 2 льгот по оплате услуг коммунальных услуг (отопления) педагогическим работникам. В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Администрация муниципального образования Михайловского района.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании"
Определением суда от 30.01.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов администрации Приморского края и Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением суда от 06.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2006, иск удовлетворен за счет казны РФ.
Законность судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой заявитель просит их отменить и в иске по отношению к нему отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что компенсация льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" должна производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
Считает, что истец доказал факт предоставления льгот в заявленном размере, а также необоснованно включил в сумму иска налог на добавленную стоимость.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
При проверке законности обжалуемых решения и постановления установлено, что отмене они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в сентябре-декабре 2004 года педагогическим работникам, проживающим в Михайловском районе Приморского края, на основании статьи 59 Жилищного кодекса РФ и статьи 55 Закона РФ "Об образовании" льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопления).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании"
Предоставление льготных услуг в заявленном размере в спорный период подтверждается заверенными в установленном порядке списками лиц, имеющих право на льготы, счетами-фактурами и актами сверок взаимных расчетов, составленными с Администрацией Михайловского района, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом факта предоставления льгот подлежат отклонению.
Педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа, на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) предоставляются бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании"
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 52 от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Федерального закона от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" следует читать как "N 52-ФЗ"
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании"
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Удовлетворяя иск за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Жилищным кодексом РФ, Законом "Об образовании", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", а также Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании"
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования Михайловского района из федерального бюджета на спорные нужды, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности целевыми денежными средствами нижестоящих бюджетов.
Так, на основании статьи 53 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2004 году запланировано бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1691778,0 тыс. руб.
Приморскому краю на основании закона о федеральном бюджете и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 39699 тыс. рублей. Названные средства распределены субъектом РФ муниципальным образованиям Приморского края, в том числе Михайловскому району в объеме 3521 тыс. руб., которые направлены последним в полном объеме на погашение задолженности перед предприятиями, предоставившим льготы, вместе с тем не удовлетворили потребность последнего в финансировании рассматриваемых расходов.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование, и субъект РФ, что соответствует ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения, а также ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003) предусматривающему раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации.
Доводы Минфина РФ о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора от 01.01.2004 N 2 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот, подлежат отклонению, так как обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.
Не принимаются судом кассационной инстанции и возражения заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации 50% неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан коммунальных услуг (отопление), исходя из фактических цен реализации таковых.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.04.2006, постановление от 19.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19628/2005 7-421/2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приморскому краю на основании закона о федеральном бюджете и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 39699 тыс. рублей. Названные средства распределены субъектом РФ муниципальным образованиям Приморского края, в том числе Михайловскому району в объеме 3521 тыс. руб., которые направлены последним в полном объеме на погашение задолженности перед предприятиями, предоставившим льготы, вместе с тем не удовлетворили потребность последнего в финансировании рассматриваемых расходов.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование, и субъект РФ, что соответствует ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения, а также ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ (в редакции от 04.07.2003) предусматривающему раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 августа 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3120
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании