Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3085
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца - Гранина М.П. - юрисконсульт по доверенности N 7/151 от 27.02.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 09.03.2006, постановление от 12.05.2006 по делу N А73-4274/2005-27 (АИ-1/521/06-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 323053,31 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2006. Полный текст постановления изготовлен 22.08.2006.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства Минфина РФ Министерству финансов РФ о взыскании 323053,31 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления гражданам в период с мая 2002 года по декабрь 2003 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
До принятия судом решения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены финансовое управление и отдел социальной защиты населения администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Решением суда от 09.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2006, требования истца удовлетворены в заявленном размере за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неприменение судом статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.01.2005), согласно которой обеспечение социальной защиты населения относится к видам расходов, финансируемых из бюджетов всех уровней, на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Приводит доводы о том, что федеральными законами о федеральных бюджетах на 2002-2003 годы на реализацию льгот ветеранам предусматривалась передача 100% налога на доходы физических лиц.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что определением суда от 21.12.2005 удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера иска в связи с его уточнением до 249082,86 руб., в то время как исковые требования удовлетворены без учета их изменения.
Представитель истца, присутствующий в судебном заседании, жалобу отклонила, просила судебные акты оставить без изменения.
Представители других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, участия не принимали.
Как установлено судом, ОАО "Хабаровскэнерго" в лице филиала Комсомольской ТЭЦ-3 на основании ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, за счет собственных средств предоставил в период с мая 2002 года по декабрь 2003 года гражданам, проживающим в жилищном массиве города Комсомольска-на-Амуре и имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с невозмещением государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления истцу расходов по предоставлению гражданам льгот в сумме 323053,31 руб., у последнего образовались убытки в указанном размере, о взыскании которых на основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ заявлен настоящий иск.
Факт предоставления в спорный период льгот на основании ФЗ "О ветеранах" подтвержден справками и списками граждан, имеющих соответствующую льготу, с указанием объема предоставленных льгот, актами сверок, составленными с участием отдела социальной защиты населения администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
Исходя из названного закона с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, действовавшего в спорный период, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) средства на указанные цели из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом также установлено, что в соответствии с федеральными законами о федеральных бюджетах на 2002, 2003 годы не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет Хабаровского края.
Наряду с этим, на основании Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9, Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" на реализацию Федерального закона "О ветеранах" направлено 15 процентов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края. При этом, размер субсидий для муниципальных образований составил в 2002 году 271532,0 тыс. руб. и в 2003 году 625022, 0 тыс. руб., из них бюджету муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре - 64099,0 руб. и 141899,0 руб. соответственно. Названные средства использованы муниципальным образованием по назначению, вместе с тем не удовлетворили потребность последнего в финансировании льгот, установленных федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно взыскал убытки истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации, что соответствует нормам ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" об ограничении ответственности органов местного самоуправления, а также Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающему возможность возложения ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Положения статьи 72 Конституции РФ об отнесении вопросов социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы, приведенные со ссылкой на указанные нормы права, несостоятельны.
Наряду с этим, как следует из материалов дела, истец заявлением от 21.12.2005 (т.д. 2 л.д. 148) уменьшал размер исковых требований в связи с проведенной с Отделом социальной защиты населения г. Комсомольска-на-Амуре проверкой и просил взыскать 249082,86 руб. против первоначально заявленных 323053,31 руб. Определением от 21.12.2005 уменьшение размера иска принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ. Однако, как следует из решения и постановления суда, суд вышел за пределы исковых требований, рассмотрев спор без учета принятого судом уточнения их размера, поэтому судебные акты в указанной части подлежат изменению.
В случае исполнения измененных судебных актов Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот их исполнения в порядке статей 325-326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.03.2006, постановление от 12.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4274/2005-27 (АИ-1/5 21/06-37) изменить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Хабаровскэнерго" убытки в размере 249082,86 рублей.
В остальной части решение и постановление суда по данному делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наряду с этим, на основании Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9, Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" на реализацию Федерального закона "О ветеранах" направлено 15 процентов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края. При этом, размер субсидий для муниципальных образований составил в 2002 году 271532,0 тыс. руб. и в 2003 году 625022, 0 тыс. руб., из них бюджету муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре - 64099,0 руб. и 141899,0 руб. соответственно. Названные средства использованы муниципальным образованием по назначению, вместе с тем не удовлетворили потребность последнего в финансировании льгот, установленных федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд правомерно взыскал убытки истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации, что соответствует нормам ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" об ограничении ответственности органов местного самоуправления, а также Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающему возможность возложения ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Положения статьи 72 Конституции РФ об отнесении вопросов социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы, приведенные со ссылкой на указанные нормы права, несостоятельны."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3085
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании