Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3283
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 04.04.2006, постановление от 03.07.2006 по делу N А51-15397/05 36-283 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Дальнегорский" к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, 3-и лица: администрация Дальнегорского городского округа, Департамент финансов администрации Приморского края, о взыскании 19956 руб. 40 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Дальнегорский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 19956 руб. 40 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в результате предоставления льгот по оплате тепловой энергии гражданам, имеющим на это право на основании Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрация Дальнегорского городского округа, Департамент финансов администрации Приморского края.
Решением суда от 04.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-O.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на ст. 9 ФЗ РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой говорится о необходимости решения вопроса об обеспечении бюджета того или иного уровня финансовыми ресурсами, а не об обязательной передаче денежных средств из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов.
Также, указывает на то, что истцом документально не доказан факт возникновения убытков в спорный период.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, участия в заседании суда не приняли.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КГУП "Примтеплоэнерго" в течение 2003 года за счет собственных средств предоставило льготы по оплате теплоэнергии гражданам, проживающим в Дальнегорском городском округе, в соответствии с законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
Ввиду отказа в компенсации из соответствующего бюджета выпадающих доходов государственными и муниципальными органами в сумме 19956,40 руб. истец обратился с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, нормами Закона не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени их финансирования между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением. Следовательно, Закон не позволяет сделать вывод о принятии обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот.
Судом установлено, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не утверждены расходные статьи, предусматривающие целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по Закону "О донорстве крови и ее компонентов". Законом Приморского края N 31-КЗ от 21.01.2003, в составе расходов краевого бюджета на 2003 год были предусмотрены средства за счет доходов краевого бюджета на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в части компенсации расходов на обеспечение льготной категории граждан лекарственными средствами и их расходов на зубопротезирование. Средств на компенсацию расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" в бюджетах администрации Приморского края и администрации МО г. Дальнегорск, не предусмотрено.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-O предоставление льгот, предусмотренных ст. 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", впредь, до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
В связи с указанным суд правомерно взыскал сумму 19956 руб. 40 коп., составляющую льготы, предоставленные истцом по оплате теплоэнергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций, и получили правильную правовую оценку.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.04.2006 и постановление от 03.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15397/05 36-283 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3283
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании