Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/2939
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 31.05.2006 по делу N А04-1670/06-10/138 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, 3-и лица: Финансовый департамент администрации Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области, администрация Магдагачинского района, Финансовое управление администрации г. Благовещенска, Финансовое управление администрации Магдагачинского района, о взыскании 90567 руб. 60 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 90567 руб. 60 коп., составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по оплате жилищно-коммунальных услуг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Управление Федерального казначейства по Амурской области, администрация Магдагачинского района, Финансовое управление администрации г. Благовещенска, Финансовое управление администрации Магдагачинского района.
Решением суда от 31.05.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в которой министерство просит отменить решение суда.
По мнению заявителя, суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.
Указывает на то, что федеральные органы государственной власти в полном объеме и надлежащим образом исполнили свои полномочия в области социальной защиты инвалидов, и вина данных органов в возникновении убытков у истца последним не доказана.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили,
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела видно и установлено судом, истец на основании договора от 01.01.2003, заключенного с администрацией Магдагачинского района, за счет собственных средств в период с 01.09.2003 по 31.12.2003 в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" предоставил гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму 90567 руб. 60 коп.
Ввиду невозмещения указанных расходов, истцом предъявлен настоящий иск.
Факт предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" подтверждается материалами дела.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, из федерального бюджета Амурской области на возмещение льгот по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2003 году направлено 110320 тыс. руб., в том числе Магдагачинскому району - 1034 тыс. руб.
Однако объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Амурской области недостаточен для финансирования льгот, предоставляемых по названному Закону за счет средств Фонда компенсаций.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств в деле не имеется.
Ввиду того, что органы власти Российской Федерации не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона, предоставившего льготу инвалидам на территории области, то Арбитражный суд Амурской области правомерно возместил истцу убытки в сумме 90567 руб. 60 коп. за счет казны Российской Федерации.
Доводы Министерству финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите инвалидов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует ст. 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Поскольку решение от 31.05.2006 принято судом первой инстанции в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.05.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1670/06-10/138 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/2939
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании