Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3216
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3803
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.03.2006, постановление от 17.05.2006 по делу N А51-15651/2005 32-323 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" к Администрации г. Артема, Финансовому управлению администрации г. Артема, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Аргумент Плюс", Управление социальной защиты администрации г. Артема, о взыскании 870 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" г. Артема Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Артема, Финансовому управлению администрации г. Артема, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 870 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2004 годах в соответствии с Законом РФ "О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" N 4301-1 от 15.01.1993.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аргумент Плюс", Управление социальной защиты населения администрации г. Артема.
Решением от 07.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерстве финансов РФ.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение статьи 7 вышеназванного Закона, предусматривающей финансирование расходов связанных с его реализацией, за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета, и других нормативных актов, регулирующих порядок предоставления льгот рассматриваемой категории граждан.
Приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства, поскольку денежные средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию рассматриваемого Закона, распределены по субъектам РФ в полном объеме.
По его мнению, истцом в размер предъявленных ко взысканию расходов включена сумма налога на добавленную стоимость, что противоречит налоговому законодательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП "Служба единого заказчика" в 2003-2004 годах предоставляло льготы отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии Законом РФ "О статусе героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 870 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 11 ФЗ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы" расходы предприятий, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основании счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим Законом, путем перечисления средств на счета предприятия за счет средств федерального бюджета. Порядок возмещения установлен Письмом Минфина РФ от 05.10.1993 N 112, согласно пункту 5 которого возмещение расходов предприятий, организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, производится за счет средств местных бюджетов, поскольку при формировании местных бюджетов предусматривается соответствующая дотация, учитывающая эти расходы.
Таким образом, возмещение указанных расходов осуществляется местными органами власти не за счет собственных средств бюджета муниципального образования, а за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что финансирование расходов" связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Следовательно, возложенные федеральными законами на субъекты Федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта Федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса РФ как отдельный вид расходов бюджета, из которого они передаются, и учитываются раздельно по каждому виду расходов.
Судом установлено, что в спорный период из Федерального фонда компенсаций предусмотрены субвенции на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы" Приморскому краю, в том числе в 2003 году - 334859 тыс. руб., в 2004 году - 785940 тыс. руб. Указанные средства перечислены на лицевые счета финансовых управлений муниципальных образований, открытых в органах Федерального казначейства, в том числе МО г. Артем передано в 2003 году - 16541,54 руб., в 2004 году - 19920 руб.
Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела нет.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ органом, призванным выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении вреда за ее счет, является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Артема, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 870 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.03.2006, постановление апелляционной инстанции от 17.05.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15651/2005 32-323 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3216
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании