Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-2/3023
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Компания "Пилигрим-Восток" - Кайтанджян С.А. - представитель по доверенности б/н от 23.05.2006, от Государственной морской инспекции Краснознаменного пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю - Стаценко Е.С. - представитель по доверенности N 21/703/31/3522 от 09.06.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Компания "Пилигрим-Восток" на решение от 30.05.2006 по делу N А73-4398АП/06-20 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению ООО "Компания "Пилигрим-Восток" к Государственной морской инспекции Краснознаменного пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ по Приморскому краю об оспаривании постановления от 17.04.2006.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2006 г. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Пилигрим-Восток" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об изменении постановления Государственной морской инспекции Краснознаменного пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю (далее - моринспекция) по делу об административном правонарушении от 17.04.2006, о признании административного правонарушения малозначительным и освобождении от ответственности с применением статьи 2.9 Кодекса РФ об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.05.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что материалами дела доказаны факт и вина общества в совершении вмененного обществу административного правонарушения. При этом суд пришел к выводу о соблюдении инспекцией порядка привлечения лица, виновного в совершении правонарушения, к административной ответственности и отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права. При этом общество ссылается на то, что при рассмотрении настоящего дела должен был быть применен не Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", а Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", которым не предусмотрено обязательное присутствие должностного лица в области безопасности при перегрузке с одного судна на другое объектов промысла. По мнению заявителя, общество правильно, в отсутствие должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществило перегрузку живых организмов континентального шельфа, к которым отнесена и креветка гребенчатая, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Доводы жалобы поддержаны представителем общества в заседании суда кассационной инстанции в полном объеме.
Моринспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя жалобы и просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, постановлением моринспекции от 17.04.2006 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2-кратной стоимости продукции (креветки гребенчатой) на сумму 407040 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого постановления моринспекции усматривается, что основанием для привлечения общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное вышеназванной нормой права, послужило то обстоятельство, что 15.12.2005 с судна СТР "Байково", судовладельцем которого является общество, на СТР-М "Пилигрим", находясь в исключительной экономической зоне Российской Федерации, произведена перегрузка 1440 кг креветки гребенчатой без присутствия должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по безопасности.
Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Вменяемое административным органом обществу правонарушение по названной выше правовой норме относится к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объектом являются отношения по государственному регулированию промысла (добычи) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ) российские и иностранные заявители, получившие лицензию (разрешение) на промысел живых ресурсов (далее - лицензиаты), имеют право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков, видов и органов, которые указаны в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов, и обязаны соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов.
В силу требований абзаца 2 пункта 4 статьи 12 настоящего Закона российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне и за ее пределами погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по безопасности.
Из материалов дела усматривается и не опровергнуто обществом то, что перегрузка креветки гребенчатой осуществлялась в отсутствие должностного лица вышеуказанного органа, что является несоблюдением положений Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ.
Следовательно, в ходе рассмотрения дела по существу спора судом правомерно установлены факт и вина общества в совершении вмененного ему правонарушения, что является основанием для привлечения последнего как субъекта правонарушения к административной ответственности.
Отклоняя довод общества о малозначительности совершенного административного правонарушения, судебная инстанция правильно указала на его несостоятельность в силу того, что приведенные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и учтены моринспекцией при назначении административного наказания.
Таким образом, вывод суда о законности обжалуемого постановления от 17.04.2006 и отсутствии оснований для признания его недействительным или изменения является правомерным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что им в соответствии с действующим законодательством, а именно статьей 14 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", в отсутствие должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществлена перегрузка креветки гребенчатой, отнесенной к живым организмам континентального шельфа, не принимается во внимание суда кассационной инстанции как несостоятельный.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" живыми ресурсами исключительной экономической зоны являются, в том числе все виды ракообразных, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Перечень живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа Российской Федерации утвержден Приказом Госкомрыболовства России от 10.09.1996 N 169. Данный перечень является исчерпывающим; в него включены ракообразные, но такой вид живых организмов как креветка (в том числе гребенчатая) отсутствует.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.05.2006 по делу N А73-4398 АП/06-20 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество не согласилось с тем, что суд признал законным его привлечение к ответственности за нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов (ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ). Суд федерального округа, оставляя судебный акт без изменения, указал следующее.
Из оспариваемого постановления моринспекции усматривается, что основанием для привлечения общества к ответственности послужило то обстоятельство, что с судна, принадлежащего обществу и находящегося в исключительной экономической зоне РФ, была произведена перегрузка креветок без присутствия должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по безопасности, что является нарушением Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". Так, в силу требований абз. 2 п. 4 ст. 12 этого Закона российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне и за ее пределами погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по безопасности. При этом не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что им в соответствии с действующим законодательством, а именно, ст. 14 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", в отсутствие должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществлена перегрузка креветки гребенчатой, отнесенной к живым организмам континентального шельфа. Это объясняется тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" живыми ресурсами исключительной экономической зоны являются, в том числе все виды ракообразных, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации". Перечень живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа Российской Федерации, утвержден Приказом Госкомрыболовства России от 10.09.1996 N 169. Этот перечень является исчерпывающим, и в него включены ракообразные, но такой вид живых организмов как креветка отсутствует.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-2/3023
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании