Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2006 г. N Ф03-А59/06-1/3079
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления муниципального образования "Поронайский район" на решение от 31.03.2006 по делу N А59-1092/05-С6 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, 3-и лица: Департамент социальной защиты населения по Сахалинской области и администрация п. Восток, о взыскании 314064 руб. 31 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании убытков в сумме 314064 руб. 31 коп., возникших в результате предоставления льгот по оплате тепловой энергии гражданам на основании ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент социальной защиты населения по Сахалинской области и администрация п. Восток.
Решением от 31.03.2006 исковые требования истца удовлетворены в полном объеме за счет казны муниципального образования в лице Финуправления администрации МО "Поронайский район" со ссылкой на то обстоятельство, что денежные средства краевого бюджета не в полном объеме профинансированы на компенсацию льгот.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяются кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Финансового управления администрации муниципального образования "Поронайский район", где ставится вопрос о его отмене как незаконного.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что удовлетворяя иск за счет казны муниципального образования, судом не установлен факт бездействия органов местного самоуправления.
Указывает на отсутствие кредиторской задолженности за Финуправлением МО "Поронайский район" и выделения субсидии на основании Закона Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год" от 14.12.2005 N 90-30.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение необоснованным.
Из материалов дела установлено, ОАО "Сахалинэнерго" в период с сентября по декабрь 2004 года предоставляло льготы ветеранам по оплате потребленной тепловой энергии, в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 314064 руб. 31 коп.
Ввиду невозмещения истцу данных расходов предъявлен настоящий иск.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", где в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Судом установлено, что на основании Закона Сахалинской области от 22.12.2003 N 458 "Об областном бюджете на 2004 год" муниципальному образованию "Поронайский район" на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам из бюджета Сахалинской области передано 9287 тыс. руб. За счет средств муниципального образования на выполнение указанных полномочий выделено 12317 тыс. руб.
Кроме того, Законом Сахалинской области "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2005 год" от 14.12.2005 N 90-30 в фонде софинансирования социальных расходов на 2005 год предусмотрена субсидия на погашение кредиторской задолженности по предоставленным льготам по оплате ЖКУ в соответствии с ФЗ "О ветеранах" для МО "Поронайский район" в сумме 3690 тыс. руб.
Ввиду отсутствия доказательств целевого расходования указанных средств МО "Поронайский район" суд возложил на него ответственность за убытки истца.
Вместе с тем, принимая такое решение, арбитражный суд ошибочно не принял во внимание положения Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", где пункт 2 статьи 49 указывает, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно должны предусматриваться в федеральном бюджете.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд, определяя надлежащего ответчика по спору, должен выяснить, выделялись ли в 2004 году бюджету Сахалинской области и бюджету МО "Поронайский район" из федерального бюджета денежные средства на возмещение расходов для реализации ФЗ "О ветеранах".
Установив выделение району в 2004 году из областного бюджета в виде субвенции 9287 тыс. рублей, в 2005 году в виде субсидии 3690 тыс. рублей на компенсацию соответствующих расходов, суд не принял во внимание, что для реализации государственным органом местного самоуправления федерального закона требовалось значительно больше средств, чем выделено из краевого бюджета. Также он не указал, какими надлежащими доказательствами подтверждается фактическая передача этих средств и их нецелевое использование.
Поскольку обжалуемое решение о взыскании убытков судом принято с неправильным применением норм материального права и по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение, то оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда на основании ст. 288 АПК РФ для устранения указанных выше кассационной инстанцией недостатков.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.03.2006 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1092/05-С6 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2006 г. N Ф03-А59/06-1/3079
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании