Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-2/3016
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ГУ-Управление ПФ РФ в районе им. Лазо на определение от 26.04.2006, постановление от 09.06.2006 по делу N А73-4455/2006-19 (АИ-1/804/06-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в районе им. Лазо к Лермонтовскому унитарному муниципальному производственному предприятию ЖКХ, 3-е лицо: Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Хабаровскому краю, о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней.
Резолютивная часть постановления от 13 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2006 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе имени Лазо (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Лермонтовского унитарного муниципального производственного предприятия ЖКХ (далее - предприятие) задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2005 года в сумме 16469 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Хабаровскому краю.
Определением от 26.04.2006, оставленным без изменения постановление апелляционной инстанции от 09.06.2006, заявление возвращено Управлению на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с неподсудностью дела арбитражному суду.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обжаловало их в кассационном порядке. При этом заявитель считает, что суд неправомерно возвратил заявление, поскольку процедура взыскания задолженности имела место до 01.01.2006, то есть до вступления в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров". Следовательно, вопрос о взыскании спорной суммы должен регулироваться в соответствии с порядком, установленным до 01.01.2006.
Предприятие и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил основания для отмены обжалуемых судебных актов по нижеследующему.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2006, предусматривал исключительно судебный порядок взыскания органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и санкций.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, изменен ранее действовавший порядок взыскания задолженности по упомянутым обязательным платежам и санкциям.
В силу пунктов 3, 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что поданные в соответствии с главой 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2006 законом предусмотрен иной порядок взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.
В рассматриваемом случае Управление обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с предприятия задолженности и пени по страховым взносам в размере 16469 рублей 20.04.2006, то есть после введения в действие Федерального закона N 137-ФЗ. Размер взыскиваемой пенсионным органом суммы меньше установленного Федеральным законом N 167-ФЗ предела, за взысканием которого Управление вправе обратиться в арбитражный суд.
С учетом изложенного, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что дело неподсудно арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно арбитражному суду.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно возвратил заявление Управления и у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения заявленной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 26.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 09.06.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4455/2006-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-2/3016
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании