Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3442
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: от Минфина РФ - Сысуев А.А. - специалист юр. отдела по доверенности от 31.01.2006, Бертина Н.В. - главный специалист юр. отдела по доверенности N 1557 от 31.01.2006, от Минфина Хабаровского края - Шевченко М.П. - главный специалист юр. службы по доверенности N 19-11/426 от 13.02.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 17.05.2006, постановление от 14.07.2006 по делу N А73-15162/2005-27 (АИ-1/877/06-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску жилищно-строительного кооператива N 61 к Министерству финансов Хабаровского края, 3-и лица: Министерство финансов РФ, Финансовый департамент администрации г. Хабаровска, о взыскании 269014,27 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 03.10.2006.
В судебном заседании от 19.09.2006 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.09.2006 до 14 часов 35 минут.
Жилищно-строительный кооператив N 61 обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 269014,27 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 в период с 02.20.1999 по 31.12.2004. Третьими лицами к участию в деле привлечены Министерство финансов РФ и Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Решением суда от 17.05.2006 исковые требования в размере 156107,75 руб. удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края. В остальной части иска отказано со ссылкой на пропуск истцом срока исковой давности по требованиям о возмещении убытков за 1999-2001 годы, о применении которой заявлено ответчиком.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2006 решение изменено в связи с допущенной судом первой инстанции арифметической ошибкой и в пользу истца взыскано с казны Хабаровского края 154031,60 руб., составляющие его убытки, возникшие в период 2002-2004 гг.
Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда, Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ.
Считает, что возложение на субъект РФ обязанности по финансированию рассматриваемых расходов противоречит действующему законодательству, разграничивающему расходные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
По его мнению, истец не доказал надлежащими доказательствами факт предоставления субсидий гражданам в 2002 году. Обращает внимание на неправильное исчисление судом срока исковой давности, который, по расчету заявителя, пропущен и по требованиям за 2002 год.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с неполным возмещением жилищно-строительному кооперативу N 61 его расходов по предоставлению гражданам в период с 02.02.1999 по 31.12.2004 субсидий на основании ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 в целях реализации статьи 15 Закона рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии со статьей 59 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ расходов по предоставлению населению субсидий. Бюджету Хабаровского края на указанные цели выделено из федерального бюджета в 2002 году 85047,2 тыс. руб. Кроме того, на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, направлены запланированные на указанные цели собственные средства субъекта РФ в размере 171821,4 тыс. руб.
В 2003 году из федерального бюджета на финансирование данных расходов Хабаровскому краю выделено 147151,500 тыс. рублей и в 2004 году - 134118 тыс. руб. Из краевого бюджета возмещено соответственно 164198,3 тыс. руб. и 93382,7 тыс. руб.
Вместе с тем объем переданных в указанный период из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ средств не удовлетворил потребность Хабаровского края в финансировании расходов предприятий, предоставивших гражданам жилищно-коммунальные услуги с учетом субсидий.
При указанных обстоятельствах, при отсутствии доказательств передачи муниципальному образованию необходимых финансовых средств на осуществление государственных полномочий по реализации Закона РФ "Об основах федерального жилищной политики", суд правомерно освободил от ответственности по возмещению убытков истца Финансовый департамент администрации г. Хабаровска, что соответствует федеральным законам "О общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Хабаровского края, суд исходил из того, что в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление гражданам субсидий, обязанность по их финансированию возложена на субъект РФ, который не предусмотрел при формировании бюджета на эти цели достаточных средств.
Однако данный вывод суда является ошибочным, поскольку сделан без учета положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Кроме того, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривающим предоставление компенсаций (субсидий) гражданам органами государственного управления и местного самоуправления, источник финансирования указанных компенсаций (субсидий) не определен. При этом положения постановления Правительства РФ N 887, на которые ссылается суд, предусматривают право, а не обязанность субъекта Российской Федерации планировать соответствующие расходы при формировании бюджета, поскольку носят рекомендательный характер.
Статьей 72 Конституции РФ и статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, что означает право установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательства по их финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ. Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ".
Из материалов дела не усматривается, что при расчете гражданам субсидий применялись стандарты социальной площади жилья, превышающие федеральные стандарты, как и установление региональных стандартов, увеличивающих объем финансирования спорных.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеназванных нормативных правовых актов, финансирование рассматриваемых льгот относится к полномочиям Российской Федерации, которая в лице Минфина РФ к участию в качестве ответчика не привлекалась, и удовлетворение требований по настоящему спору за счет казны Хабаровского края, как ненадлежащего ответчика по делу, неправомерно. В связи с изложенным, судебные акты подлежат отмене с принятием решения об отказе в иске. При этом истец не лишен права обратиться в установленном порядке за взысканием рассматриваемых убытков к надлежащему ответчику.
В случае исполнения измененного судебного акта арбитражному суду произвести поворот исполнения в порядке статей 325-326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.05.2006, постановление от 14.07.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-15162/2005-27 (АИ-1/877/06-43) отменить.
В иске Жилищно-строительному кооперативу N 61 отказать.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 61 г. Хабаровска госпошлину в доход федерального бюджета по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3442
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании