Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3507
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 31.03.2006, постановление от 03.07.2006 по делу N А51-4799/2005 36-114 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Администрации муниципального образования "Михайловский район", Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 42041 руб. 67 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Михайловский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования "Михайловский район" (далее - Администрация района), Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 42041 руб. 67 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с августа 2002 года по декабрь 2003 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Определением от 25.08.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика по инициативе суда привлечен Департамент финансов Администрации Приморского края.
Решением суда от 31.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2006, исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Между истцом и Администрацией района заключен договор от 01.01.2002 N 17, в соответствии с которым истец за период с августа 2002 года по декабрь 2003 года предоставлял льготы гражданам Михайловского района, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5 (далее - Закон "О ветеранах").
Некомпенсированные расходы истца, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", в спорный период составили 42041 руб. 67 коп.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "О ветеранах", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года".
При этом судом установлено, что ни в 2002 году, ни в 2003 году финансирование льгот для ветеранов из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось, не предусмотрено оно и как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законами Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" и "О краевом бюджете на 2003 год" предусмотрено финансирование Закона "О ветеранах" за счет собственных доходов краевого бюджета. Согласно Законов Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" и "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год" финансирование бюджета Михайловского района на исполнение Закона "О ветеранах" осуществлено в 2002 и 2003 годах в размере 2727 тыс. руб. и 3695 тыс. руб. соответственно. Материалами дела подтверждается перечисление средств в бюджет муниципального образования в указанном размере.
Таким образом, Приморским краем как субъектом Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации спорных расходов, предусмотрены в бюджете собственные расходы на реализацию указанного федерального закона, но в пределах своих финансовых возможностей.
Представленные Администрацией района документы свидетельствуют о выделении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств для компенсации льгот, предоставленных при оплате оказанных истцом услуг в соответствии с Законом "О ветеранах" в полном объеме.
Однако, переданные средства не покрывают в полном объеме расходы истца на предоставление льгот.
Исходя из надлежащего исполнения Администрацией района в спорный период обязательств по договору, отсутствия нецелевого использования полученных средств, в иске к этому ответчику судом отказано правомерно.
Факт предоставления льгот истцом в спорный период, их объем и стоимость подтверждены имеющимися в деле актами сверок, счетами-фактурами, отчетами о предоставлении льгот, списками льготной категории граждан с указанием начисленных сумм, извещениями на оплату коммунальных услуг.
Доводы Министерства финансов РФ о пропуске истцом срока исковой давности судом отклонены также обоснованно, так как в соответствии со статьей 200 ГК РФ началом течения срока исковой давности по настоящему делу является 01.01.2003 (статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правомерно судом отклонены и доводы этого лица относительно неправомерности включения истцом в сумму иска НДС, поскольку спорные услуги оказаны населению по централизованным тарифам.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены законно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьям 165-167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.03.2006, постановление от 03.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4799/05 36-144 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3507
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании