Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3506
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 11.04.2006, постановление от 04.07.2006 по делу N А51-15402/05 36-288 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Дальнегорского городского округа о взыскании 24363,61 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября. Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа о взыскании 24363,61 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот, установленных Федеральным законом "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (далее - Закон "О милиции).
Данные исковые требования по делу N А51-11399/05 36-230 выделены определением суда от 12.09.2005 в отдельное производство.
Определением суда от 12.09.2005 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Дальнегорского городского округа, Департамент финансов администрации Приморского края и Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Определением суда от 16.01.2006 в качестве ответчиков привлечены: Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Департамент финансов администрации Приморского края, администрация Дальнегорского городского округа.
Решением суда от 11.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2006, исковые требования удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального бюджета спорных расходов.
Лица, другие стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат в связи со следующим.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в 2004 году льгот, предоставленных за счет собственных средств по оплате тепловой энергии в соответствии с Законом "О милиции" участковым милиционерам, проживающим в сельской местности. Всего было предоставлено льгот на сумму 24363,61 руб.
Предоставление льготных услуг в данном размере подтверждено лицевыми счетами, списками граждан, имеющим право на льготы, счетами-фактурами, с указанием начисленных сумм и объема предоставленных услуг, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом факта предоставления льгот в заявленном размере, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей в спорный период) участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает источник их финансирования.
Рассматривая спор, арбитражный суд обоснованно руководствовался этой нормой закона и Законом РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", согласно которому обязательства по социальной защите населения, установленные федеральным законом, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.
Суд правильно исходил из того, что для отнесения расходов по предоставлению льгот на муниципальный бюджет или бюджет субъекта РФ необходимо, чтобы должность сотрудника милиции, получившего льготу, была введена дополнительно на основании соответствующего решения государственной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления о введении вакансии сотрудников милиции сверх нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.
Как установлено судом, органами местного самоуправления, как и органами исполнительной власти Приморского края, не принималось решение о введении в штатное расписание ОВД г. Дальнегорска, утвержденное федеральными нормативными актами, дополнительных должностей, влекущее обязательную компенсацию за счет соответствующего бюджета расходов, связанных с финансированием милиции.
Таким образом, судом правильно установлено, что предоставление спорных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как установлено судом, в 2004 году денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета Приморскому краю не передавались, как не запланированные Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили финансирование реализации федерального закона, возникшие в связи с этим убытки иска правомерно возмещены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому закону за счет средств федерального бюджета соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств, ФЗ "О местном самоуправлении в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", также предусматривающим ответственность органов местного самоуправления за невыполнение отдельных государственных полномочий в пределах переданных на осуществление этих полномочий средств.
С учетом изложенного, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.04.2006, постановление от 04.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15402/05 36-288 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3506
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании