Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3478
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 04.04.2006, постановление от 14.06.2006 по делу N А51-15658/2005 32-316 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" к Администрации г. Артема, Финансовому управлению администрации г. Артема, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Аргумент плюс", Управление социальной защиты администрации г. Артема, о взыскании 265600 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Артема, Финансовому управлению администрации г. Артема, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 265600 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2002 году в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аргумент Плюс", Управление социальной защиты администрации г. Артема.
Решением от 04.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2006, исковые требования удовлетворены частично в сумме 263108,39 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот реабилитированным лицам, так как в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал документально наличие перед ним задолженности в заявленном размере за предоставленные рассматриваемой категории граждан льготы.
Заявитель приводит доводы о неправомерном включении истцом в сумму убытков налога на добавленную стоимость.
Также указывает на необоснованное отклонение судом его ходатайства о применении срока исковой давности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП "Служба единого заказчика" в 2002 году предоставляло льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 263108,39 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Суд при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, относятся к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, поэтому финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Как следует из ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 N 194-ФЗ для субъекта РФ - Приморский край на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено 10703 тыс. руб. В соответствии с Законом Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" из Федерального фонда компенсаций выделено 12019 тыс. руб., из них МО г. Артем распределено 603 тыс. руб. на компенсацию проезда в пределах административного района проживания, установок телефонов, железнодорожный проезд, погребение.
Как установлено судом, средства на возмещение льгот по оплате услуг ЖКХ, предусмотренных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не поступали и из местного бюджета не выделялись.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ органом, призванным выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении вреда за ее счет, является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 263108,39 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в Арбитражном суде Приморского края, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 14.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15658/2005 32-316 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3478
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании