Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3369
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 11.04.2006, постановление от 04.07.2006 по делу N А51-15401/05 36-287 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа о взыскании 41863,93 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 19.09.2006.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа о взыскании 10662249 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003-2004 годах льгот, установленных федеральным законодательством для различной категории граждан.
Определением суда от 12.09.2005 исковые требования разъединены, в связи с чем в рамках настоящего дела рассматриваются требования о взыскании 41863,92 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг участковым милиционерам в соответствии с ФЗ "О милиции". К участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация Дальнегорского городского округа, Департамент финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ.
Определением суда от 16.01.2006 Министерство финансов РФ, Департамент финансов администрации Приморского края, Администрация Дальнегорского городского округа привлечены в качестве третьих лиц.
Решением суда от 11.04.2006 в пользу истца с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации взыскано 15968,10 руб., во взыскании 25895,82 руб. отказано в связи с неподтверждением надлежащими доказательствами обоснованности заявленных в указанной части требований.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.07.2006 решение суда оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить, в иске к нему истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение арбитражным судом нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления льгот сотрудникам милиции общественной безопасности, в структуру которой входят и участковые инспектора.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал документально наличие перед ним задолженности в заявленном размере за предоставленные рассматриваемой категории граждан льготы.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца и ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте, участия не принимали.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судом, истец в 2003 году на основании Закона РФ "О милиции" за счет собственных средств предоставил льготы по оплате тепловой энергии участковым милиционерам, проживающим в сельской местности.
В связи с тем, что связанные с предоставлением льгот расходы в сумме 41863,92 руб. истцу не возмещены органами местного самоуправления и органами государственной власти, он обратился с настоящим иском.
Предоставление льготных услуг в названном размере подтверждено справками, списками граждан, имеющим право на льготы, с указанием начисленных сумм и объема предоставленных услуг, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом факта предоставления льгот в заявленном размере, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей в спорный период) участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает источник их финансирования.
Рассматривая спор, арбитражный суд обоснованно руководствовался названным законом с учетом положений РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", согласно которому обязательства по социальной защите населения, установленные федеральным законом, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.
Суд правильно исходил из того, что для отнесения расходов по предоставлению льгот на муниципальный бюджет или бюджет субъекта РФ необходимо, чтобы должность сотрудника милиции, получившего льготу, была введена дополнительно на основании соответствующего решения государственной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления о введении вакансии сотрудников милиции сверх нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.
Как установлено судом, органами местного самоуправления, как и органами исполнительной власти Приморского края, решения о введении дополнительно к штатному расписанию ОВД г. Дальнегорска, утвержденному федеральными нормативными актами, дополнительных должностей, что повлекло бы обязанность компенсировать за счет соответствующего бюджета увеличение расходов, связанных с финансированием милиции, не принимались.
Таким образом, судом правильно установлено, что предоставление спорных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как установлено судом, в 2003 году денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета Приморскому краю не передавались, как не запланированные Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2003 год".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили финансирование реализации федерального закона, возникшие в связи с этим убытки иска правомерно возмещены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому закону за счет средств федерального бюджета соответствует также постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств, ФЗ "О местном самоуправлении в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", также предусматривающим ответственность органов местного самоуправления за невыполнение отдельных государственных полномочий в пределах переданных на осуществление этих полномочий средств.
С учетом изложенного, решение и постановление суда приняты с соблюдением норма материального и норм процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.04.2006, постановление от 04.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15401/05 36-287 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3369
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании