Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3053
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "М": Ким С.Н. - заместитель главного бухгалтера по доверенности б/н от 03.05.2006, Ивашина О.А. - аудитор по доверенности б/н от 03.05.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на решение от 10.05.2006 по делу N А51-5056/06 10-262 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю о признании недействительным в части решения от 16.03.2006 N 16/250/288.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения от 16.03.2006 N 16/250/288 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 39136 руб.
Решением суда от 10.05.2006 заявленные требования удовлетворены по мотиву того, что обжалуемое решение в части отказа в возмещении НДС в указанной сумме не соответствует статьям 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). При этом судебной инстанцией указано, что у налогового органа отсутствовали законные основания для признания неправомерным применение обществом налоговых вычетов по НДС в спорной сумме по причине отсутствия в счетах-фактурах кода причины постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе (далее - КПП), неправильного указания наименования предприятия-продавца и подписи спорных счетов- фактур неуполномоченными лицами.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган заявил кассационную жалобу, в которой просит его отменить и отказать обществу в удовлетворении его требований. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом налогового законодательства, регламентирующего порядок заполнения счетов-фактур, служащих основанием для возмещения НДС.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимала.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании кассационной инстанции доводы инспекции отклонили, ссылаясь на соблюдение судом при принятии решения норм процессуального и материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в заседании суда был объявлен перерыв с 13.09.2006 до 20.09.2006.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей общества суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании представленной обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов проведена проверка обоснованности применения последним налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по названному налогу в сумме 969912 руб. за ноябрь 2005 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 16.03.2006 N 16/250/288, которым обществу возмещен НДС в сумме 930776 руб. и отказано в возмещении спорного налога в сумме 39136 руб.
Не согласившись с указанным решением инспекции в части отказа в возмещении НДС в сумме 39136 руб., налогоплательщик оспорил его в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.
Из решения налогового органа следует, что основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 39136 руб., послужило нарушение обществом пункта 5 статьи 169 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями; далее - Постановление N 914), а именно: в счетах-фактурах ТЭО "Восточное" филиал ОАО "Приморавтотранс" отсутствует КПП покупателя, а также неправильно указано наименование продавца: в качестве продавца поименовано ТЭО "Восточное" филиал ОАО "Приморавтотранс", фактически услуги оказывала Служба интермодальных перевозок, также являющаяся филиалом ОАО "Приморавтотранс".
В соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушениями порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпункт 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусматривает, что обязательными реквизитами счета-фактуры являются наименование, адрес и идентификационные номера (ИНН) налогоплательщика и покупателя, тогда как указание на обязательное наличие в счете-фактуре показателей -КПП продавца и покупателя в названной налоговой норме отсутствует.
Согласно пункту 8 статьи 169 НК РФ Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 914 от 02.12.2000 были утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, а также в приложении N 1 к указанным Правилам утверждена форма счета-фактуры.
В соответствии с Постановлением Правительства N 84 от 16.02.2004 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914" в строке 26 счета-фактуры должен указываться идентификационный номер и код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика-продавца, а в строке 66 - идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Вместе с тем никаких изменений или дополнений в пункт 5 статьи 169 НК РФ не вносилось.
Поскольку при решении вопроса о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ налоговый орган должен учитывать лишь требования пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса, то довод заявителя жалобы о том, что при отсутствии в счете-фактуре КПП продавца и покупателя налогоплательщик не вправе применять налоговый вычет, является несостоятельным.
Не принимается во внимание кассационной инстанции возражение заявителя кассационной жалобы относительно неправильного указания в спорных счетах-фактурах наименования продавца, так как, по мнению инспекции, ООО "М" не является клиентом ТЭО "Восточное" филиала ОАО "Приморавтотранс", а услуги фактически оказывала Служба интермодальных перевозок филиала ОАО "Приморавтотранс".
Как следует из материалов дела, между обществом и ОАО "Приморавтотранс" заключен агентский договор N 01/04 от 01.03.2004 на оказание последним услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию.
Из представленных в налоговый орган счетов-фактур и платежных документов за оказанные услуги следует, что продавцом услуг и получателем денежных средств, соответственно, указано транспортно-экспедиционное отделение "Восточное" филиал ОАО "Приморавтотранс". Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, фактически услуги оказаны другим структурным подразделением ОАО "Приморавтотранс", а именно: Службой интермодальных перевозок, факт оказания услуг, а также их оплаты обществом налоговым органом не оспаривается. Таким образом, вывод суда о том, что указание в представленных документах другого филиала юридического лица не изменяет правового основания счетов-фактур как выданных от имени самого юридического лица, является обоснованным.
Судом правомерно установлено, что в оспариваемых счетах-фактурах кроме филиала указано само юридическое лицо ОАО "Приморавтотранс" (структурным подразделением которого были оказаны услуги). Не оспаривается лицами, участвующими в деле, и то обстоятельство, что поставщиком услуг НДС в спорной сумме в бюджет уплачен, что подтверждается данными бухгалтерского учета, которые в полном объеме исследованы судом, и ссылка на которые имеется в мотивировочной части решения суда. Подобный вывод основан судом и на положениях статьи 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Кроме того, принятый судебный акт в данной части соответствует также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.11.2004 N 324-О, согласно которой отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.
Довод налогового органа об отсутствии полномочий у лиц, подписавших спорные счета-фактуры, а именно у руководителя филиала Службы интермодальных перевозок ОАО "Приморавтотранс" и его главного бухгалтера, был предметом исследования суда первой инстанции и не нашел подтверждения в материалах дела. Из приказа ОАО "Приморавтотранс" N 1-1 от 10.01.2005 (л.д. 145) усматривается наделение названных должностных лиц соответствующими полномочия.
Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела, установленных арбитражным судом, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2006 по делу N А51-5056/06 10-262 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3053
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании