Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3477
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 04.04.2006, постановление от 06.06.2006 по делу N А51-15398/05 36-284 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Дальнегорский" к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, третьи лица: Администрация Дальнегорского городского округа, Департамент финансов администрации Приморского края, о взыскании 119849,62 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2006 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Дальнегорский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Финансовому управлению администрации Дальнегорского городского округа, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 119849,62 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году отдельной категории граждан в соответствии с Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Решением от 04.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что статья 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу статьи 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на статью 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой говорится о необходимости решения вопроса об обеспечении бюджета того или иного уровня финансовыми ресурсами, а не об обязательной передаче денежных средств из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов.
Обращает внимание на то, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" Приморскому краю из Фонда компенсаций было предоставлено 2444432,73 тыс. руб. субвенций на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал документально наличие перед ним задолженности в заявленном размере за предоставленные рассматриваемой категории граждан льготы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых решения и постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, истец в 2004 году на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" за счет собственных средств предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на 50-процентную скидку.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 119849,62 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" в редакции, действующей в спорный период, граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора арбитражный суд обоснованно, руководствуясь названным Законом, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот рассматриваемой категории граждан, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
В соответствии с ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В том числе бюджету Приморского края, на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета выделено 2444432,73 тыс. руб. Полученные средства распределены по муниципальным образованиям, при этом МО Дальнегорского района денежные средства не выделялись.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам установленных федеральным законом льгот, исковые требования правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 119849,62 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 06.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15398/05 36-284 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3477
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании