Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/2827
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на определение от 27.03.2006 по делу N А04-1459/06-345 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Амурдориндустрия" о взыскании 1000 рублей.
Резолютивная часть постановления от 20 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2006 года.
Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Амурдориндустрия" (далее - общество) 1000 рублей, составляющих штраф за нарушение срока представления расчетной ведомости формы N 4-ФСС за 9 месяцев 2005 года.
Определением от 27.03.2006 заявление Фонда социального страхования возвращено на основании части 1 пункта 1 статьи 129 АПК РФ. Судебный акт мотивирован тем, что порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в заявленной сумме, изменен. Взыскание происходит по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного Фонда РФ без обращения в суд.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным определением, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит определение отменить. Заявитель считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм Налогового законодательства. В обоснование указывает, если привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения было совершено в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ в редакции до вступления в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществление мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", то взыскание санкции должно производиться в ранее установленном порядке, а именно через суд. Решение о привлечении общества к налоговой ответственности вынесено 26.12.2005, до вступления в силу Закона N 137-ФЗ и соответствует требованиям, указанным в статье 101 НК РФ на момент его вынесения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены определения суда не находит.
Требованием от 26.12.2005 N 151 обществу предложено уплатить сумму штрафной санкции добровольно в установленный срок, до 10.02.2006.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения за взысканием в судебном порядке.
Суд возвратил заявление Фонду социального страхования применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ, государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно статье 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.
Таким образом, законом предусмотрен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионной страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению указанных органов без обращения в суд.
Следовательно, с 01.01.2006 дела о взыскании указанных платежей не подлежат рассмотрению в арбитражных судах (за исключением дел по заявлениям, поданным до 01.01.2006, - пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ).
В случае обращения налогового органа, территориальных органов Пенсионного фонда РФ в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с учетом указанных норм, правомерно возвратил заявление Фонду социального страхования, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение Арбитражного суда Амурской области от 27.03.2006 по делу N А04-1459/2006-345 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2006 г. N Ф03-А04/06-2/2827
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании