Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3021
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 19.04.2006 по делу N А51-3782/2006/20-103 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя В.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 06.12.2005 N 256.
Резолютивная часть постановления от 13 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2006 года.
Индивидуальный предприниматель В.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 06.12.2005 N 256, в соответствии с которым ему доначислено 21880,58 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 521,49 руб. пени за его несвоевременную уплату, 4376,12 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 19.04.2006 требования заявителя удовлетворены частично. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления 19880,58 руб. НДС, 473,82 руб. пени, 3976,12 руб. штрафа как несоответствующее НК РФ. Суд счел, что налогоплательщиком соблюдены все условия, дающие ему право применить налоговый вычет в сумме 19880,58 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность состоявшегося по делу судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе инспекции, которая просит его отменить в части удовлетворенных требований и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя полностью.
Заявитель считает, что судом не учтены требования пункта 1 статьи 172 и пункта 1 статьи 169 НК РФ, согласно которым налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, которые должен представить налоговому органу налогоплательщик в обоснование заявленных им вычетов, однако счета-фактуры на спорную сумму при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС представлены не были.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как установлено судом, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем В.А. в налоговый орган 19.09.2005 налоговой декларации по НДС за август 2005, по результатам которой вынесено решение от 06.12.2005 N 256 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4376,12 руб. за неполную уплату НДС. Этим же решением доначислено 21880,58 налога и 521,49 руб. пени за его несвоевременную уплату.
В решении содержится вывод налогового органа о завышении налоговых вычетов на сумму 21880,58 руб. в том числе 2000 руб. - вычеты, не относящиеся к спорному налоговому периоду; 19880,58 руб. - вычеты, заявленные в отсутствие счетов-фактур по приобретенным товарам.
Проверяя по заявлению общества на соответствие нормам налогового законодательства упомянутое решение, арбитражный суд согласился с позицией налогоплательщика о неправомерности доначисления 19880,58 руб. НДС, пени и штрафа.
При этом суд исходил из того, что предпринимателем соблюдены все условия для отнесения НДС к вычету; счета-фактуры в перечне документов, запрашиваемых на камеральную проверку, не значатся.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг); документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг). В соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм НДС к вычету.
Следовательно, вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы НДС за приобретенные товары (работы, услуги) может быть произведен налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, соответствующей установленным требованиям к ее оформлению и предъявлению, при условии фактической уплаты суммы налога поставщику и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
Отсутствие в требовании налогового органа указания на истребование счетов-фактур не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика обязанности по их представлению в подтверждение обоснованности заявленных вычетов.
Несмотря на то, что имеющиеся в материалах дела счета-фактуры не содержат информацию о том, что они имелись у налогового органа в период проведения камеральной проверки, и налоговый орган указывает на их отсутствие, суд посчитал эти документы имеющимися в распоряжении инспекции во время проверки.
Таким образом, документы, представленные предпринимателем в обоснование требования о вычете НДС в сумме 19880,58 руб. не были исследованы надлежащим образом.
Кроме этого, судебная инстанция сочла, что налоговый орган не вправе был принимать решение о доначислении НДС и привлечении к налоговой ответственности, поскольку не исполнил обязанность, установленную статьей 88 НК РФ.
Вместе с тем, из буквального толкования статьи 88 НК РФ не следует обязанность налогового органа сообщать налогоплательщику о выявленных ошибках и противоречиях.
Отсутствие такой обязанности у налогового органа корреспондирует с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ, закрепляющим обязанность налогоплательщика, в том числе по представлению последним налоговому органу документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, необходимых для исчисления и уплаты налога.
На основании изложенного, решение суда в части признания недействительным оспариваемого решения инспекции по доначислению 19880,58 руб. НДС, 473,82 руб. пени и 3976,12 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ подлежит отмене ввиду его вынесения по недостаточно исследованным обстоятельствам.
В остальном решение суда соответствует закону, обстоятельствам дела и не обжалуется предпринимателем.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 19.04.2006 по делу N А51-3782/2006 20-103 в части признания недействительным решения
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 06.12.2005 N 256 по доначислению налога на добавленную стоимость в сумме 19880,58 руб., пени - 473,82 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 3976,12 руб. отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3021
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании