Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3456
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Шабалин П.А. - представитель по доверенности N 2006П от 01.01.06; Тонкоголосюк В.С. - представитель по доверенности N 2006-Т от 01.01.06, от ответчика: Минфина РФ - Сысуев А.А., специалист 1 категории по доверенности N 1549 от 31.01.06; Минфина Хаб. края - Власенко Н.В., начальник юр. службы по доверенности N 29-11/1502 от 23.08.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 13.02.2006, постановление от 06.06.2006 по делу N А73-1110/2005-28 (АИ-1/496/06-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Некрасовское" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Хабаровского района, 3-е лицо: Муниципальное управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Хабаровского района, о взыскании 1095202 руб. 70 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2006 года.
Муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Некрасовское" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому управлению администрации Хабаровского района о взыскании 1095202 руб. 70 коп. расходов, связанных с предоставлением отдельной категории граждан субсидий в период с января по декабрь 2002 года в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Муниципальное управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Хабаровского района.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований до 940700 руб. в связи с уточнением расчета.
Решением суда от 13.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2006, исковые требования удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Не согласившись с решением и постановлением арбитражного суда, Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит их отменить, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, в связи с чем возложение на субъект РФ обязанности по финансированию рассматриваемых расходов необоснованно.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители истца, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю с принятыми по делу судебными актами согласны.
Как видно из материалов дела, истец на основании ФЗ "Об основах жилищной политики" в период январь-декабрь 2002 года предоставил гражданам, проживающим в селах Ильинка, Дружба, Некрасовка Хабаровского района, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на сумму 1241100 руб., из которых 940700 руб. не компенсированы.
При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии со статьей 59 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ расходов по предоставлению населению субсидий. Бюджету Хабаровского края на указанные цели выделено из федерального бюджета в 2002 году 59757,8 тыс. руб., в 2003 году дополнительно поступило 25290500 руб. Кроме того, на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, направлены запланированные на указанные цели собственные средства субъекта РФ в размере 271000 тыс. руб.
Указанный объем переданных из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ средств не удовлетворил потребность Хабаровского края в финансировании расходов предприятий, предоставивших гражданам жилищно-коммунальные услуги с учетом субсидий, размер которых в 2002 году по Хабаровскому краю составил 417000 тыс. руб.
Таким образом, при отсутствии доказательств передачи муниципальному образованию необходимых финансовых средств на осуществление государственных полномочий по реализации Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", суд правомерно освободил от ответственности по возмещению убытков истца Финансовое управление администрации Хабаровского района, что соответствует федеральным законам "О общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования за счет казны Хабаровского края, суд исходил из того, что в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление гражданам субсидий, обязанность по их финансированию возложена на субъект РФ, в бюджете которого не предусмотрены соответствующие средства в достаточном объеме.
Однако данный вывод является ошибочным, поскольку судом не учтены нормы ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Кроме того, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривающим предоставление компенсаций (субсидий) гражданам органами государственного управления и местного самоуправления, источник финансирования указанных компенсаций (субсидий) не определен. При этом положения постановления Правительства РФ N 887, на которые ссылается суд, предусматривают право, а не обязанность субъекта Российской Федерации планировать соответствующие расходы при формировании бюджета, поскольку носят рекомендательный характер.
Статьей 72 Конституции РФ и статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, что означает право установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательства по их финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ. Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление, Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Данный вывод изложен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ".
Судом не установлено, что при расчете гражданам субсидий применялись завышенные по сравнению с федеральными стандарты социальной площади жилья, равно как и наличие региональных стандартов, увеличивающих объем финансирования, в связи с чем расходы по предоставлению спорных льгот являются расходными полномочиями федерального уровня.
На основании изложенного, в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета на указанные цели средств, расходы истца следует относить на казну Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.02.2006, постановление от 06.06.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11101/2005-28 (АИ-1/496/06-44) изменить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу МУМПП ЖКХ "Некрасовское" 940700 руб. основного долга.
В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказать. В остальной части данные судебные акты оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения измененных судебных актов в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ и выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3456
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании