Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/3455
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 07.06.2006 по делу N А04-1242/06-10/92 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовый департамент администрации Амурской области, Управление федерального казначейства по Амурской области, Финансовое управление администрации г. Благовещенска, о взыскании 13375352,48 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 10027511,05 руб. расходов (с учетом уточненных требований), связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году отдельной категории граждан в соответствии с Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Управление федерального казначейства по Амурской области, Финансовое управление администрации г. Благовещенска.
Решением от 07.06.2006 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно статье 72 Конституции РФ и статье 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что возложение обязанности 100-процентного финансирования льгот, установленных федеральным законодательством, на Российскую Федерацию противоречит требованиям Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Амурские коммунальные системы" в 2004 году за счет собственных средств в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и во исполнение заключенных с Администрацией муниципального образования г. Благовещенска договоров от 11.04.2004 NN 5/61, 4/60 предоставило гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 10027511,05 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
При рассмотрении дела суд правомерно исходил из Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", установивших такие льготы, и обоснованно установил источник их финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.07.2003 и последующих).
Судом также исследованы объемы финансирования Амурской области из федерального бюджета в 2004 году на соответствующие цели и объемы компенсаций местному бюджету и сделан правильный вывод о том, что в спорный период финансирование на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке семей" и Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" из федерального бюджета не осуществлялось, а на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" осуществлялось в недостаточном объеме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также установлен запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Со ссылкой на вышеперечисленные нормативно-правовые акты, при установленных обстоятельствах обеспечения из федерального бюджета полномочий по исполнению федеральных законов, установивших отдельным гражданам льготы, суд правомерно принял решение о возмещении расходов истца, связанных с их предоставлением, за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 10027511,05 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.06.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1242/06-10/92 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2006 г. N Ф03-А04/06-1/3455
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании