Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3038
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС N 9 по Приморскому краю на решение от 03.04.2006, постановление от 23.05.2006 по делу N А51-2629/06 10-109 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Т.Д. к Межрайонной инспекции ФНС N 9 по Приморскому краю о признании недействительными решения налогового органа и требований об уплате налога и налоговых санкций.
Резолютивная часть постановления от 13 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2006 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратился индивидуальный предприниматель Т.Д. с заявлением о признании недействительными:
- решения Межрайонной инспекции ФНС N 9 по Приморскому краю от 18.01.2006 N 9377, принятого по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за сентябрь 2005 года,
- требования N 357975 по состоянию на 24.01.2006 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 23.785 руб. и пени в сумме 228,85 руб.,
- требования N 5232 от 24.01.2006 об уплате налоговой санкции в сумме 1.198,2 руб.
Решением суда от 03.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2006, требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказать.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что предприниматель Т.Д. при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации уплатил в бюджет НДС, исчисленный в соответствии со ст. 160 НК РФ с учетом таможенной пошлины, и в полном объеме предъявил уплаченную сумму налога к вычету из бюджета в порядке ст. 172 НК РФ.
Вместе с тем, при формировании цены на импортный товар при реализации его на внутреннем рынке в нарушение пункта 1 ст. 153, пункта 1 ст. 160 НК РФ, совместного письма Минфина России и Комитета Российской Федерации по политике цен от 31.05.1993 N 66, 01-17/752-06 "О порядке учета цен и акцизов при формировании цены на импортный товар" и письма Комитета цен при Министерстве экономики Российской Федерации от 09.06.1992 N 01-17/304-06 "О порядке определения цен на импортные товары народного потребления, закупаемые организациями, предприятиями и объединениями за счет собственных валютных средств или по товарообмену" не учитывал таможенную пошлину, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налоговой базы и неуплату НДС, поскольку к вычету налогоплательщиком был предъявлен НДС в большей сумме, чем исчислен с оборота от реализации.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, 20.10.2005 в налоговую инспекцию по месту учета - Межрайонную инспекцию МНС РФ N 9 по Приморскому краю - предпринимателем была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2005 года, в которой была отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1.243.460 руб., по соответствующей ставке исчислен НДС в сумме 171.435 руб. К вычету предъявлен НДС в сумме 189.229 руб., из которой 188.725 руб. - сумма налога, уплаченная при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, возмещению из бюджета на основании указанной декларации подлежал НДС в размере 17.794 руб.
В результате камеральной проверки указанной декларации установлено, что на основании контракта N Н1ЛЖ-062 от 25.03.2005, заключенного предпринимателем с Дунинской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "Цзинди" г. Дунин, на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены продукты питания на сумму 1.192.545 руб.
При таможенном оформлении ввозимого товара предпринимателем были уплачены все таможенные платежи, в том числе налог на добавленную стоимость, исчисленный исходя из таможенной стоимости этих товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины. НДС, уплаченный предпринимателем при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, был предъявлен к вычету на основании ст. 171 НК РФ.
При последующей реализации товара на территории Российской Федерации налоговая база для исчисления НДС определялась предпринимателем Т.Д. исходя из таможенной стоимости товара без учета таможенной пошлины.
Полагая, что при формировании цены на импортный товар при реализации его на территории Российской Федерации налогоплательщик в нарушение пункта 1 ст. 153 и ст. 160 НК РФ в цену импортного товара не включил таможенную пошлину, уплаченную при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, налоговая инспекция сделала выводу о занижении предпринимателем налоговой базы на 173.429 руб., и неуплаты налога на добавленную стоимость в сумме 23.785 руб.
По результатам камеральной проверки было принято решение N 9377 от 18.01.2006, которым предпринимателю в Т.Д. было отказано в возмещении из бюджета НДС в сумме 17.794 руб., к уплате в бюджет был доначислен НДС в сумме 5.991 руб. (23.785 - 17.794), пени в сумме 228,85 руб., на основании пункта 5 ст. 78 НК РФ был произведен зачет переплаты в сумме 17.794 руб. Этим же решением налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1.198,2 руб.
На основании указанного решения налоговая инспекция направила предпринимателю требование N 357975 по состоянию на 24.01.2006 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 23.785 руб. и пени в сумме 228,85 руб., а также требование N 5232 от 24.01.2006 об уплате налоговой санкции в сумме 1.198,2 руб.
Полагая, что решение налогового органа, а также требования об уплате налога, пени и штрафа не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, предприниматель Т.Д. обратился в суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что реализация товаров на территории Российской Федерации и ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации являются различными объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации являются самостоятельными объектами налогообложения НДС.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) согласно пункту 1 ст. 153 НК РФ определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Так, пунктом 1 ст. 154 НК РФ установлен общий порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), которая определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
Пунктом 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155-162 НК РФ.
Согласно ст. 160 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, а также подлежащих уплате таможенной пошлины и акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что к различным объектам налогообложения законодателем установлен различный порядок определения налоговой базы.
Так, при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налоговая база определяется по общему правилу в соответствии с пунктом 1 и 2 ст. 154 НК РФ, а при ввозе товаров на таможенную территорию РФ - на основании ст. 160 НК РФ
Ссылка налогового органа на совместное письмо Минфина России и Комитета РФ по политике цен от 31.05.1993 N 66, 01-17/752-06 "О порядке учета цен и акцизов при формировании цены на импортный товар", а также на письмо Комитета цен при Министерстве экономики РФ от 09.06.1992 N 01-17/304-06 "О порядке определения цен на импортные товары народного потребления, закупаемые организациями, предприятиями и объединениями за счет собственных валютных средств или по товарообмену", является несостоятельной, поскольку указанные разъяснения были даны в связи с применением Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", в то время как с 01.01.2001 вступила в действие глава 21 НК РФ, которой установлен новый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Кроме этого, согласно пункту 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Доказательств несоответствия цен на товары, ввезенные предпринимателем Т.Д. на территорию Российской Федерации и впоследствии реализованные на внутреннем рынке Российской Федерации, уровню рыночных цен, налоговым органом не представлено, следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания при определении цены товаров для целей налогообложения исходить не из цены реализации товаров (работ, услуг), указанной налогоплательщиком, а включать в цену товара таможенную пошлину, уплаченную предпринимателем при ввозе продуктов на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа в части, касающейся отказа предпринимателю Т.Д. в возмещении из бюджета НДС в сумме 17.794 руб., заявленного в декларации за сентябрь 2005 года, а также в части доначисления к уплате в бюджет НДС в сумме 5.991 руб., пени в сумме 228,85 руб., привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 1.198,2 руб. по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 122 НК РФ.
Требование N 357975 от 24.01.2006 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 23.785 руб. и пени в сумме 228,85 руб., а также требование N 5232 от 24.01.2006 об уплате налоговой санкции в сумме 1.198,2 руб., суд правомерно признал недействительными, поскольку они выставлены на основании решения N 9377 от 18.01.2006.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.04.2006, постановление апелляционной инстанции от 23.05.2006 по делу N А51-2629/06 10-109 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3038
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании