Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3491
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 01.11.2006, постановление от 14.06.2006 по делу N А73-11871/2005-34 (АИ-1/1494/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Совтранс-ДВ" к Комитету социальной защиты населения администрации Советско-Гаванского муниципального района, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Муниципальное образование г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом в лице администрации Советско-гаванского муниципального района о взыскании 894041,20 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Совтранс-ДВ" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету социальной защиты населения администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о взыскании 894041,20 руб., составляющих расходы по перевозке льготных пассажиров в период с февраля по июнь 2005 года в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.01.2005 N 252 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
Решением от 01.11.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет Комитета социальной защиты населения администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края. При этом суд исходил из того, что ответчиком не исполнена обязанность по договору от 22.02.2005 N 13/05 о перечислении истцу переданных из краевого бюджета средств для исполнения государственных полномочий по предоставлению льгот.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2006 решение от 01.11.2005 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано в связи с отсутствием доказательств ненадлежащего исполнения Комитетом социальной защиты населения администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края обязательств по договору.
Определениями апелляционной инстанции от 28.12.2005, от 07.02.2006 с согласия истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, Муниципальное образование г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, Министерство финансов Хабаровского края просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что ООО "Совтранс-ДВ" в нарушение Постановления Правительства РФ от 10.06.2002 N 402, ФЗ от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в период с 22.02.2005 по 24.04.2005 осуществляло деятельность по перевозке пассажиров без лицензии.
Считает, что количество перевезенных льготников установлено приблизительно, расчетным путем, что не может являться подтверждением реальных затрат и убытков.
Ссылается на статью 790 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой возмещению за счет соответствующего бюджета подлежат только реальные расходы транспортных предприятий, вызванные предоставлением льгот по оплате проезда.
Заявитель жалобы приводит доводы о том, что суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 175 АПК РФ разрешил спор по существу только в отношении одного ответчика - Комитета социальной защиты населения Советско-Гаванского муниципального района.
Представитель ООО "Совтранс-ДВ" в судебном заседании настаивал на пересмотре в кассационном порядке постановления апелляционной инстанции, считает, что выполненная им работа и понесенные расходы подлежат возмещению за счет обязанного лица.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, между ООО "Совтранс-ДВ" и Комитетом социальной защиты населения администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом Хабаровского района 22.02.2005 N 13/5 заключен договор об оказании льготных услуг.
Во исполнение указанного договора истец в период с февраля по июнь 2005 года осуществлял перевозку пассажиров-льготников в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.01.2005 N 252, Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235.
Пунктом 1.2 договора от 22.02.2005 N 13/05 Комитет социальной защиты населения Администрации Советская Гавань перечисляет ООО "Совтранс-ДВ" средства за фактически предоставленные льготные услуги в 2005 году в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах.
Ввиду невозмещения понесенных им расходов в сумме 894041,20 руб. ООО "Совтранс-ДВ" обратилось с настоящим иском в суд.
Определяя размер убытков, истец произвел расчет количества перевезенных им льготников на основании Временного порядка расчета субсидий, утвержденного постановлением губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 N 328.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривает ответственность органов местного самоуправления за осуществление переданных отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
По условиям заключенного сторонами договора (пункт 2.2.1) Комитет принял на себя обязательства по возмещению расходов истца понесенных им при перевозке льготных пассажиров при поступлении средств на данные цели из краевого бюджета в объеме лимитов, утвержденных в установленном законом порядке.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Таким образом, поскольку суд первой инстанции не рассмотрел спор по существу с надлежащими ответчиками публично-правовыми образованиями (РФ, субъект РФ - Хабаровский край, муниципальное образование) а апелляционная инстанция привлекла к участию в деле Министерство финансов РФ, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, МО г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, но спор рассмотрела только в отношении Комитета социальной защиты населения Администрации Советская Гавань, поэтому дело направляется на новое рассмотрение для полного и всестороннего исследования имеющих существенное значение обстоятельств и разрешения спора с применением соответствующих норм материального права.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.11.2005, постановление апелляционной инстанции от 14.06.2006 по делу N А73-11871/05-34 (АИ-1/1494/05-47) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3491
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании