Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3307
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МИФНС N 9 по Приморскому краю: Ли А.В., представитель по доверенности N 67 от 25.10.2005; Глушенко М.И., представитель по доверенности N 05/3 от 10.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на решение от 29.05.2006 по делу N А51-4240/2006, 20-138 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя К.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю о признании незаконным решения от 21.12.2005 N 1330.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2006 года.
Индивидуальный предприниматель К.В. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании незаконным решения от 21.12.2005 N 1330.
Решением суда от 29.05.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) исходя из таможенной стоимости товара и отказа в возмещении налога, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа признано не соответствующим нормам налогового законодательства.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении требования предпринимателя отказать.
Заявитель жалобы полагает, что поскольку после корректировки таможенной стоимости ввезенных товаров и оплаты таможенных платежей себестоимость этих товаров значительно выросла по сравнению с их контрактной стоимостью и предприниматель уже исчислил и уплатил НДС на таможне исходя из таможенной стоимости данных товаров, то при последующей их реализации в силу положений пункта 8 статьи 154 НК РФ ему следовало исчислять НДС, предъявленный покупателем в составе цены реализуемых товаров, исходя из таможенной стоимости, так как при этих обстоятельствах контрактная стоимость не стала соответствовать реальным затратам предпринимателя на приобретение товара, и поэтому для целей исчисления НДС при реализации товаров на внутреннем рынке не могла применяться. Таким образом, реализация импортных товаров на внутреннем рынке имеет свои особенности и налоговая база для исчисления НДС в силу пункта 8 статьи 154 НК РФ должна определяться в соответствии со статьей 160 НК РФ.
Указанные действия были предприняты К.В. с целью получения дополнительных средств из государственного бюджета и привели к дисбалансу между налогооблагаемым оборотом и суммой налоговых вычетов, что повлекло занижение суммы НДС к уплате в бюджет за август 2005 года в сумме 1264701 руб.
По мнению инспекции по налогам и сборам, действия налогоплательщика не обусловлены разумными экономическими причинами и намерено направлены на уменьшение налоговой базы.
Кроме того, в кассационной жалобе обращается внимание на то обстоятельство, что судом не была учтена позиция, изложенная в совместном письме Министерства финансов РФ и Комитета РФ по политике цен от 31.05.1993 N 66.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель К.В. против доводов налогового органа возражал, просил решение суда оставить без изменения как принятое с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам по результатам камеральной проверки представленной предпринимателем К.В. налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года в сумме 1935578 руб. принято решение N 1330 от 21.12.2005 о доначислении к уплате налога в размере 1264701 руб.
Основанием для начисления налога на добавленную стоимость послужило то обстоятельство, что предпринимателем К.В. налоговая база по НДС при реализации импортированных товаров определена исходя из фактурной стоимости этих товаров. При этом, ссылаясь на статью 160 Налогового кодекса РФ, налоговый орган счел, что налоговая база должна исчисляться исходя из таможенной стоимости товара. Таким образом, налоговый орган пришел к выводу о том, что выручка от реализации товаров за август 2005 года занижена на 7026117 руб., что повлекло неуплату налога на добавленную стоимость в бюджет в размере 1264701 руб.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, предприниматель К.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, арбитражный суд пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления налога на добавленную стоимость исходя из таможенной стоимости товара. Данный вывод суда является обоснованным.
Правила определения налоговой базы плательщика НДС закреплены статьей 153 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 которой установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ и таможенным законодательством.
Законодатель предусмотрел отличительные особенности определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (статья 160 Налогового кодекса РФ) и общее правило определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, как это предписано пунктами 1, 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 160 Налогового кодекса РФ при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов.
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.
В силу статьи 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Из приведенных выше норм следует, что для целей налогообложения при реализации товаров на внутреннем рынке принимается стоимость этих товаров, таможенная же стоимость товаров определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и используется только для таможенных целей.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, предприниматель при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации исчислил НДС с таможенной (скорректированной) стоимости товара, затем реализовал на территории Российской Федерации ввезенный товар, выпущенный в свободное обращение, исчислив НДС исходя уже из контрактной стоимости этого товара, что соответствует требованиям налогового законодательства.
Довод налогового органа о том, что налоговая база для исчисления НДС должна определяться как сумма таможенной стоимости ввозимых товаров, определяемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ, является неправомерным, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит норм об определении таможенной стоимости товаров.
В силу вышеизложенного, остальные доводы заявителя кассационной жалобы признаются несостоятельными. Фактически доводы жалобы отражают позицию налогового органа в рассматриваемом споре и направлены на переоценку обстоятельств, полно установленных судом, и правильно применившим нормы налогового законодательства, регулирующие рассматриваемые правоотношения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.05.2006 по делу N А51-4240/2006, 20-138 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3307
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании