Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 октября 2006 г. N Ф03-А80/06-2/3324
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу на решение от 05.05.2006 по делу N А80-45/2006 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу к муниципальному унитарному предприятию сельхозтоваропроизводителей "М" о взыскании налоговых санкций.
Резолютивная часть постановления от 4 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция налоговой службы, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия сельхозтоваропроизводителей "М" (далее - предприятие) налоговых санкций в сумме 135537 руб. на основании решения налогового органа от 18.11.2005 N 28.
Решением суда от 05.05.2006 заявленные требования удовлетворены частично. С учетом требований статей 112, 114 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) с предприятия взысканы штрафы:
по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 1000 руб.; по пункту 2 статьи 120 НК РФ - в сумме 500 руб.;
по пункту 1 статьи 122 НК РФ: по налогу на прибыль за 2003-2004 годы - в сумме 500 руб., по единому социальному налогу за 2002-2004 годы - в сумме 4000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция налоговой службы обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судом сделан неправильный вывод о том, что поскольку статья 119 НК РФ не предусматривает возможность определения налоговым органом размера санкций за непредставление декларации расчетным путем по итогам налоговой проверки, штраф по пункту 2 статьи 119 не может применяться при отсутствии налоговой декларации. Кроме того, считает заявитель, обстоятельства, признанные судом первой инстанции смягчающими, таковыми не являются, поэтому у суда отсутствовали правовые основания для снижения размера взыскиваемых санкций.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о необходимости частичной отмены решения суда с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией налоговой службы проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) и налога на прибыль за период с 01.01.2002 по 31.12.2004. По результатам проверки, с учетом возражений налогоплательщика, составлен акт от 21.09.2005 N 24 и принято решение от 18.11.2005 N 28 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной:
- пунктом 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год в виде штрафа в сумме 747 руб.;
- пунктом 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций: по налогу на прибыль за 2003 год в виде штрафа в сумме 22512 руб., по ЕСН за 2003 год - в виде штрафа в сумме 35779 руб.;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ: по налогу на прибыль за 2003-2004 годы в виде штрафа в сумме 5806 руб., по ЕСН за 2002-2004 годы - в виде штрафа в сумме 40595 руб.;
- пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 15100 руб.;
- пунктом 2 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения в виде штрафа в сумме 15000 руб.
Этим же решением предприятию предложено уплатить доначисленные налоги в общей сумме 231996 руб. и пени за их несвоевременную уплату - 66278,90 руб. В адрес налогоплательщика направлены требования от 21.11.2005 N 500 и N 1492 об уплате в срок до 01.12.2005 налогов, пеней и штрафов.
Неисполнение в установленный срок требования об уплате налоговых санкций послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с предприятия налоговых санкций по пункту 2 статье 119 НК РФ, суд указал на то, что штрафные санкции, предусмотренные названной нормой права, применяются только в случае несвоевременного, но представления налоговой декларации. При этом пунктом 2 статьи 119 НК РФ не предусмотрена возможность определения санкций расчетным путем.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В силу пункта 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Санкция пункта 2 статьи 119 НК РФ не устанавливает минимальный размер штрафа. Вместе с тем, это не означает, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по истечении установленных законодательством 180 дней представлять налоговые декларации.
Факт непредставления предприятием налоговых деклараций установлен судом, не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также учитывая, что размеры штрафов не были предметом судебного разбирательства, обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании налоговых санкций по статье 119 НК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в данной части, при котором следует устранить отмеченные недостатки.
Довод заявителя жалобы о неправомерном снижении судом размера взыскиваемых санкций отклоняется судом кассационной инстанции как несостоятельный.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в статье 112 НК РФ и не является исчерпывающим.
Поскольку право установления и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, принадлежит суду первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке указанных обстоятельств.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.05.2006 по делу N А80-45/2006 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в части отказа во взыскании с муниципального унитарного предприятия сельхозтоваропроизводителей "М" налоговых санкций по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ отменить, дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
В остальном решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2006 г. N Ф03-А80/06-2/3324
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании