Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 апреля 2009 г. N Ф03-1305/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от: ИП В.А. - В.А., предприниматель, от: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области - Лапинский А.В., представитель по доверенности N 05-27/002 от 29.12.2008; Филин Е.Н. представитель по доверенности N 05/3 от 11.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя В.А. на решение от 02.10.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А37-943/2008 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению индивидуального предпринимателя В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
Индивидуальный предприниматель В.А. (далее - ИП В.А.; предприниматель) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области; инспекция, налоговый орган) об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 02.10.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с недоказанностью предпринимателем обоснованности заявленных налоговых вычетов.
В кассационной жалобе предприниматель В.А. просит принятые по делу судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
Обосновывая правомерность поданной кассационной жалобы, предприниматель ссылается на получение акта камеральной налоговой проверки после принятия налоговым органом оспариваемого решения, что согласно статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является основанием для его отмены.
Кроме того, по мнению предпринимателя, вывод судов о недоказанности налоговых вычетов противоречит имеющимся в материалах дела счетам-фактурам, книге расходов и доходов, книге покупок.
Налоговый орган просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, как соответствующие налоговому законодательству.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 08.04.2009 до 13.04.2009.
Проверив обоснованность доводов жалобы, ' выслушав присутствовавших в судебном заседании предпринимателя В.А. и представителей налогового органа, кассационная инстанция считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, заявленные требования - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при камеральной налоговой проверке налоговой декларации за сентябрь 2007 года по налогу на добавленную стоимость, представленной предпринимателем В.А., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области пришла к выводу о недоказанности предпринимателем права на налоговый вычет в сумме 118751 руб., заявленный в декларации, поскольку не были представлены документы, подтверждающие раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе и основным средствам и нематериальным активам и документы, подтверждающие принятие на учет товаров.
По результатам камеральной проверки принято решение от 03.03.2008 N 13-2-17/459 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 118751 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя о признании данного решения налогового органа недействительным, суд отклонил его довод о нарушении налоговым органом требований статьи 101 НК РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ)) несоблюдение должностными лицами требований, установленных НК РФ, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проведена проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Следовательно, необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции недействительным.
Ссылка суда апелляционной инстанции на пункт 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неправомерна, поскольку суды применили содержащиеся в нем разъяснения без учета изменений, внесенных в статью 101 НК РФ Федеральным законом N 137-ФЗ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.10.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N A37-943/2008 Арбитражного суда Магаданской области отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 03.03.2008 N 13-2-17/459 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в пользу индивидуального предпринимателя В.А. госпошлину по заявлению в сумме 100 руб., по апелляционной жалобе в сумме 50 руб., по кассационной жалобе в сумме 50 руб., всего в сумме 200 руб., уплаченную платежными поручениями N 172 от 04.07.2008, N 276 от 30.10.2008, N 19 от 29.01.2009. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Магаданской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ)) несоблюдение должностными лицами требований, установленных НК РФ, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проведена проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
...
Ссылка суда апелляционной инстанции на пункт 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неправомерна, поскольку суды применили содержащиеся в нем разъяснения без учета изменений, внесенных в статью 101 НК РФ Федеральным законом N 137-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 апреля 2009 г. N Ф03-1305/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании