Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3731
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 28.04.2006, постановление от 13.07.2006 по делу N А51-4273/06 36-98 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации Приморского края, Финансовому департаменту администрации Шкотовского района о взыскании 25961 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2006. Полный текст постановления изготовлен 17.10.2006.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Шкотовского района, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 25961,20 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением суда от 28.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Также заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период, связанных с законом о ветеранах.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец в 2004 году предоставлял льготы ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов, связанных с предоставлением льгот, у него образовались убытки в сумме 25961,20 руб., о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления в спорный период льгот на основании ФЗ "О ветеранах" подтвержден справками и списками граждан, имеющих соответствующую льготу, с указанием объема предоставленных льгот, актом сверки от 01.10.2005, составленным с участием отдела социальной защиты населения Шкотовского района, поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом размера понесенных убытков, отклоняются.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Исходя из названного Закона, с учетом ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003), ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края в спорный период не производилось, что подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Не предусмотрены они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Наряду с этим, согласно Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ за счет средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, на реализацию закона о ветеранах запланировано средства, передаваемые бюджетам муниципальных образований субъекта через субвенции. В том числе, Шкотовскому району из краевого бюджета передано 1914 тыс. руб. (в запланированном объеме), которые израсходованы последним по целевому назначению, однако не покрыли расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Доводы Минфина РФ о том, что он не может отвечать по обязательствам, поскольку не является стороной договора от 26.01.2004 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот, подлежат отклонению, так как обязанность государственных органов компенсировать данные расходы возникает в силу закона.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.04.2006, постановление от 13.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4273/06 36-98 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/3731
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании