Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3876
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Е.С. Афанасьева - представитель по доверенности от 22.02.2006 N 7/107, от ответчика: А.Г. Масланова - представитель по доверенности от 27.02.2006 N 19-11/522, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" на решение от 24.05.2006, постановление от 25.07.2006 по делу N А73-19435/2005-30 (АИ-1/932/06-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Финансовому управлению администрации Хабаровского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 79789 руб. 49 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Хабаровского муниципального района о взыскании 79789,49 руб., составляющих убытки от предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей, с детьми и других категорий граждан на 2000-2003 г." за 2002 г., в том числе малоимущим пенсионерам, имеющим трудовой стаж: женщины - 35 лет, мужчины - 40 лет, одиноким престарелым гражданам и супружеским парам старше 80 лет.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон Хабаровского края "О Краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы"
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уменьшил сумму иска до 77192,97 руб.
Решением суда от 24.05.2006, оставленным без изменения, постановлением суда апелляционной инстанции от 25.07.2006, частично с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края взыскано 42250,71 руб., в остальной части в иске отказано.
При принятии указанных решений суд установил, что из представленных истцом доказательств фактически нашло подтверждение предоставление льгот по одной категории льготников - малообеспеченным пенсионерам пожилого возраста, имеющим общий трудовой стаж для женщин - 35 лет, для мужчин - 40 лет, по остальным льготникам размер ущерба истцом не подтвержден, поскольку список этой категории граждан не согласован с местным органом соцзащиты.
Законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется в суде кассационной инстанции по жалобе истца, полагающего их отменить в отказанной ему части иска, как необоснованные и незаконные, его исковые требования удовлетворить полностью.
Оспаривая выводы суда о недоказанности размера исковых требований по категориям льготников "одинокие престарелые граждане и супружеские пары старше 80 лет", заявитель ссылается на неприменение судом Постановления Губернатора Хабаровского края N 395 от 23.08.2002 "О порядке реализации на территории Хабаровского края целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2000-2002", предусматривающего право предприятий предоставлять льготу указанной категории граждан при предоставлении ими соответствующих документов и без предварительной постановки на учет в органе соцзащиты населения местной администрации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Губернатора г. Хабаровска N 395 от 23.08.2002 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на территории Хабаровского края"
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем заявителя в суде, проверив материалы дела, находит жалобу обоснованной, судебные акты - подлежащими изменению, и требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Как следует из материалов дела истец за счет собственных средств в 2002 году предоставлял льготы отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Хабаровского края от 27.12.2000 N 281 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2001-2003 годы" и во исполнение заключенного с Комитетом соцзащиты населения администрации Хабаровского района договора от 21.11.2002, п. 21 которого истец обязывался их предоставлять в порядке и по основаниям установленным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 23.08.2002 N 395.
Пункт 1.13 статьи 5 Закона Хабаровского края "О целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2000-2003 г." N 281 от 27.12.2000 предусматривает 50% скидку по оплате коммунальных услуг участникам боевых действий в Чеченской Республике, уволенным в запас; пенсионерам старше 70 лет, имеющим общий трудовой стаж для женщин - 35 лет, для мужчин - 40 лет; одиноким престарелым гражданам и супружеским парам старше 80 лет; малообеспеченным пенсионерам пожилого возраста, имеющим общий трудовой стаж: для женщин - 35 лет, для мужчин - 40 лет. Порядок возмещения расходов на указанные мероприятия утверждается главой администрации края, органами местного самоуправления городов и районов края (ст. 8).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон Хабаровского края "О Краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 годы" N 281 от 27.12.2000
Постановлением Губернатора от 30.04.2003 N 138 "О порядке реализации на территории Хабаровского края федерального и краевого законодательства о мерах социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан, финансируемых из краевого бюджета" установлено, что предусмотренные вышеуказанным законом мероприятия финансируются из средств краевого бюджета, которые предусматриваются в законе Хабаровского края о бюджетной системе Хабаровского края на очередной финансовый год.
Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9 на реализацию вышеуказанного закона предусмотрено 69000 тыс. руб., которые доведены до органов соцзащиты муниципальных образований для возмещения организациям, предоставившим такие льготы.
В связи с неполным возмещением суммы предоставленных льгот истцом заявлены настоящие требования.
Удовлетворяя требование истца за счет казны Хабаровского края, установившего такие льготы, правомерно отклонил доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности" установленного ч. 2 ст. 200 ГК РФ, посчитав его в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой, годовой бюджет составляется на один финансовый год, соответствующий календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, не пропущенным.
Отказывая истцу в удовлетворении требований на сумму 34942 руб. 26 коп. компенсации льгот, предоставленных гражданам, не вставшим на учет в Управлении соцзащиты населения Хабаровского района, а потому не включенных в двухсторонний акт сверки списков льготников, суд не учел Постановление Губернатора Хабаровского края N 395 от 23.08.2002 "О реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2000-2002 г.", где предусмотрено, что органы социальной защиты населения муниципальных образований по месту жительства ведут учет граждан, имеющих право на льготу, в том числе не достигших пенсионного возраста и не получающих пенсии (по обращению отдельным списком), на основании документов, удостоверяющих личность граждан и подтверждающих их право на льготу.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Губернатора г. Хабаровска N 395 от 23.08.2002 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на территории Хабаровского края"
Граждане, имеющие право на льготу, обращаются на предприятия, в организации, учреждения, предоставляющие льготные услуги, с документами, подтверждающими право на льготу (паспорт, удостоверение, подтверждающее право на льготу). Предприятия, учреждения, предоставляющие льготные услуги, осуществляют учет льготников по законам, численности и категориям.
Из чего следует, что если гражданин, имеющий право на льготу, не обратился в орган социальной защиты населения для постановки на учет, организация, предоставляющая льготные услуги не вправе отказать ему в предоставлении льготы.
Закона или положения, обязывающего гражданина, имеющего право на льготную скидку, встать на учет в орган социальной защиты населения, в настоящее время нет.
Истец в качестве доказательства предоставления льгот гражданам, имеющим на это право в соответствии с Законом Хабаровского края, но не вставшим на учет в орган соцзащиты населения района, представил акт сверки количества льготников с указанием в нем сумм предоставленных в 2002 г. льгот, составленным с "МУ "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей, в который граждане обращаются для начисления им льготы с предоставлением документов, подтверждающих право на них, тем самым подтвердив фактические обоснованно понесенные расходы, что не противоречит порядку установленному Постановлением Губернатора Хабаровского края N 395 от 23.08.2002.
С учетом изложенного, отказ судом в этой части иска противоречит указанному краевому законодательству, а потому решение и постановление суда подлежат частичному изменению с довзыскавшем в пользу истца отказанной ему суммы иска.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.05.2006, постановление от 25.07.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-19435/2005-30 (АИ-1/932/06-43) изменить в части: довзыскать с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Правительства Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" задолженность в сумме 34942 руб. 26 коп.
В остальной части решение и постановление суда оставить без изменения. Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3876
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании