Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3981
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Дэспи" - Игуменов М.А. - представитель по доверенности от 28.06.2006 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни на решение от 06.07.2006 по делу N А51-5337/06 1-279 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дэспи" к Находкинской таможне о признании незаконным решения по корректировке таможенной стоимости товара.
Резолютивная часть постановления от 01.11.2006. Постановление в полном объеме изготовлено 03.11.2006.
Общество с ограниченной ответственностью "Дэспи" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленного в виде дополнительного листа к ДТС от 18.01.2006, заявленной в грузовой таможенной декларации N 10714040/251005/0010357 (далее - ГТД).
Решением суда от 06.07.2006 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки заявленной обществом таможенной стоимости товара, задекларированного по вышеуказанной ГТД, поскольку предприятием представлен полный пакет документов, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон от 21.05.1993 N 5003-1) достоверно, количественно определяли и документально подтверждали информацию о заявленной декларантом таможенной стоимости по первому методу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным решением, таможенный орган подал кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение судом норм таможенного законодательства. Заявитель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и по этим основаниям предлагает отменить решение и принять новый судебный акт.
В частности, заявителем жалобы отмечено, что представленный декларантом контракт не содержит признаков заключенного договора купли-продажи, поскольку не содержит существенных его условий - количество приобретаемого товара либо его денежное выражение. При этом судом не учтено, что в приложении к контракту не указана дата заключения внешнеторгового контракта, спецификация не содержит дату ее составления, ассортимент товара не соответствует перечню перемещенного по ГТД товара. Кроме того, суд не дал надлежащей правовой оценки тому обстоятельству, что по условиям контракта экспортер обязуется производить таможенное оформление товара, однако не определен заказчик работ и лицо, оплачивающее данные услуги. Выявленные таможенным органом несоответствия, по его мнению, является правовым основанием для производства корректировки таможенной стоимости.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества отклонил доводы жалобы, считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции, участия не принимала. При этом письмом от 06.10.2006 N 11-19.1/12426 таможенный орган заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установленных судом обстоятельств, общество во исполнение контракта N 8X05-01 от 20.05.2005, заключенного с гонконгской компанией "GRACE HARDWARES DECORATION TRADING CO.," - продавец, и китайской компанией "SHENZHEN JIAXINDA IMPORT EXPORT CO., LTD" - экспортер, переместило на таможенную территорию Российской Федерации товар - роликовые направляющие для мебели, задекларированный по ГТД N 10714040/251005/0010357.
При таможенном оформлении товара общество определило его таможенную стоимость путем применения первого метода (по цене сделки с ввозимым товаром) и представило в таможенный орган пакет документов, подтверждающих таможенную стоимость, в том числе упомянутый контракт с приложениями, инвойс, паспорт сделки, упаковочный лист, коносамент, декларацию таможенной стоимости, экспортную декларацию страны-отправления, прайс-листы завода-изготовителя. В ходе таможенного контроля таможней признано, что представленные обществом к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товара, поэтому в адрес предприятия был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, а именно договор по продаже товара в России с предоставлением выставленных счетов-фактур и выписок из лицевого счета, калькуляцию себестоимости, ценовые каталоги, пояснения по условиям продажи и др.
Таможенный орган выставил требование от 25.10.2005 о необходимости корректировки сведений о таможенной стоимости товара и предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму 159991,38 руб.
Письмом от 29.11.2005 общество заявило отказ от представления дополнительных документов и указало на неправомерность проведения корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.
Таможенный орган письмом от 18.01.2006 N 31а-10/112 сообщил об отказе в применении при определении таможенной стоимости товара первого метода, указав без обоснования в своем решении о невозможности применения этого метода по форме ДТС-1, ДТС-2 и по форме КТС N 0879129, произвел корректировку таможенной стоимости, доначислив таможенные платежи в сумме 159991,38 руб.
Оспаривая в судебном порядке корректировку таможенной стоимости, общество аргументировало свою позицию отсутствием у таможенного органа законных оснований для отказа в применении основного метода - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ и обосновал свои выводы нормами таможенного законодательства.
Доводы кассационной жалобы отклонены судом кассационной инстанции как несостоятельные, поскольку заявителем кассационной жалобы не учтено следующее.
В силу пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
Пунктом 2 статьи 19 названного Закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные обществом в обоснование заявленной таможенной стоимости ввезенного товара, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что представленные документы подтверждают таможенную стоимость товара, определенную по цене сделки с ввозимыми товарами, и основаны на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации. Доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Пунктом 4 статьи 323 ТК РФ установлено, что если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого:
Согласно пунктам 1, 2 статьи 63 ТК РФ, таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Перечень документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров, содержится в пункте 1 приложения 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16.09.2003 N 1022 (далее - Перечень). Судом установлено, и материалами дела подтверждено представление обществом документов, поименованных в названном Перечне. Между тем, в обоснование своей позиции о неподтверждении заявленной таможенной стоимости таможня ссылается на недостатки по содержанию контракта, считает, что его условия препятствуют установлению с достоверностью стоимости товаров.
Однако таможенный орган не учитывает законодательно закрепленное ограничение по требованию таможней дополнительного представления документов, указанных в Перечне.
Пунктом 2 статьи 14 ТК РФ предусмотрено, что при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, критерий достаточности документов, представляемых в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, закреплен нормативно, что исключает произвольное применение названного критерия таможенным органом исходя из субъективных представлений о достаточности сведений о цене сделки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", лишь при наличии признаков недостоверности представленных декларантом сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, у таможенного органа возникает право истребовать у декларанта дополнительные документы, а у последнего корреспондирующая обязанность представить запрошенные документы либо в письменной форме объяснить причины, по которым указанные документы не могут быть представлены (пункт 4 статьи 323 ТК РФ, пункт 2 статьи 15 Закона от 21.05.1993 N 5003-1).
Поэтому несостоятельны утверждения заявителя жалобы о том, что на цену сделки повлияло неуказание обществом и инопартнером в контракте и дополнениях к нему всех существенных условий, а также согласования предмета контракта.
В пункте 2 статьи 18 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 закреплено правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости, заключающегося в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Данное правовое положение означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное пунктом 2 статьи 16 названного Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Как установил суд при рассмотрении возникшего спора, таможней не доказано наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, и, применяя резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущего, таможенный орган нарушил установленное Законом (пункт 2 статьи 18) правило последовательного их применения.
Данный вывод суда не опровергнут таможенным органом в кассационной жалобе.
Отклоняется довод заявителя жалобы об отсутствии в графе 17а формы ДТС-1 информации о расходах общества на таможенное оформление товара при вывозе из страны экспорта.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом, продажа товаров осуществлена на условиях CFR, что означает, исходя из Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс", оплату продавцом стоимости товара и фрахт (основная перевозка) и представленный обществом коносамент, являющийся транспортным документом, в котором указано, что отправитель-экспортер погрузил, оплатил и опломбировал товар, свидетельствует о принятии груза при морской перевозке и этот факт подтверждает в том числе выполнение условий поставки по контракту, в данном случае - условие CFR.
Проверка доводов жалобы показала, что они направлены на установление судом третьей инстанции иных обстоятельств дела, исследование и переоценку доказательств, оцененных судом первой инстанции, что противоречит требованиям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому доводы жалобы о неправомерном толковании арбитражным судом условий контракта не учитываются при проверке законности состоявшегося решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения как принятое с правильным применением норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.07.2006 по делу N А51-5337/06 1-279 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 18 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 закреплено правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости, заключающегося в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Данное правовое положение означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное пунктом 2 статьи 16 названного Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Как установил суд при рассмотрении возникшего спора, таможней не доказано наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, и, применяя резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущего, таможенный орган нарушил установленное Законом (пункт 2 статьи 18) правило последовательного их применения.
...
Из материалов дела следует и правильно установлено судом, продажа товаров осуществлена на условиях CFR, что означает, исходя из Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс", оплату продавцом стоимости товара и фрахт (основная перевозка) и представленный обществом коносамент, являющийся транспортным документом, в котором указано, что отправитель-экспортер погрузил, оплатил и опломбировал товар, свидетельствует о принятии груза при морской перевозке и этот факт подтверждает в том числе выполнение условий поставки по контракту, в данном случае - условие CFR."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3981
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании