Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3787
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Приморскому краю на определение от 12.05.2006, постановление от 20.06.2006 по делу N А51-6598/2006 15/8 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Приморскому краю к Федеральному государственному учреждению исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о взыскании 4414,6 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2006 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Приморскому краю обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к федеральному государственному учреждению исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее - учреждение) о взыскании 4414,6 руб.
Определением от 12.05.2006 заявление инспекции по налогам и сборам возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2006 определение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
Не согласившись с определением суда, постановлением апелляционной инстанции инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. Как указывает заявитель жалобы, ответчик является государственным учреждением, финансируемым собственником из средств федерального бюджета и в силу статьи 161 Бюджетного кодекса РФ является бюджетным учреждением, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, что исключает иные способы принудительного взыскания налоговых санкций.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам принято решение N 41 от 13.02.2006 о привлечении Федерального государственного учреждения исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 4414,6 руб.
Неисполнение учреждением в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции N 40 от 13.02.2006 послужило основанием для обращения инспекции по налогам и сборам в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Возвращая заявление налоговому органу, арбитражный суд руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Однако судом не учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц N 266 от 27.04.2006 ответчик является государственным учреждением.
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 N 173-ФЗ установлено, что взыскание средств по денежным обязательствам получателя средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с предъявленными в территориальные органы Федерального казначейства исполнительными листами и судебными приказами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами, расходов федерального бюджета.
В силу статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы являются государственными органами со специальной правоспособностью в области контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса РФ вправе предъявлять иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах в случаях, не предусмотренных статьей 103.1 Налогового кодекса РФ.
Статьей 103.1 Налогового кодекса РФ порядок взыскания налоговых санкций с бюджетных организаций не установлен.
Следовательно, требования налогового органа о взыскании санкций с бюджетных организаций рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, возвращение заявления о взыскании с ФГУИК N ГУ ФС ИН по Приморскому краю налоговых санкций в связи с неподсудностью дела арбитражному суду является незаконным, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 12.05.2006, постановление апелляционной инстанции от 20.06.2006 по делу N А51-6598/2006 15/8 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на рассмотрение по существу в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/3787
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании