Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 апреля 2009 г. N Ф03-1225/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 18.12.2008 по делу N А51-4862/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Горноключевской" к Администрации Кировского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края о взыскании 34822,73 руб.
Резолютивная часть постановления от 07 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2009 г.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Горноключевской" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Кировского муниципального района о взыскании 1773590,41 руб. расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг согласно заключенных между истцом и бюджетными организациями (Администрация п. Горные ключи, Администрация п. Кировский, Пребраженский детский дом, сад - школа "Солнышко", Ясли - сад N 2, РОНО Кировского муниципального района, ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 55") договоров на оказание услуг и возмещение предоставленных льгот за период с июля по декабрь 2004 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю и Департамент финансов Приморского края.
Определением суда от 27.03.2008 исковые требование КГУП "Примтеплоэнерго" в отношении каждого учреждения выделены в отдельное производство с присвоением настоящему делу N А51-4862/2008 13-115.
В порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю и Департамент финансов Приморского края.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении суммы и предмета иска, просил взыскать 34822,73 руб. расходов, связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг сельских специалистов, работающих в Ясли - сад N 2 п. Кировский.
Решением от 18.12.2008 исковое требование
КГУП "Примтеплоэнерго" удовлетворено в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 34822,73 руб. Администрация Кировского муниципального района. Департамент финансов Приморского края от ответственности по делу освобождены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю просит решение суда от 18.12.2008 отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, финансовое обеспечение учреждений образования осуществляется по ведомственной принадлежности, в связи с чем главным распорядителем бюджетных средств, за счет которого должно быть произведено взыскание, является Министерство образования Российской Федерации.
Кроме того, кассатор считает, что истцом в нарушение предписаний статьи 65 АПК РФ не доказан документально и не подтвержден факт предоставления льгот лицам, имеющим на них право.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.01.2004 между КГУП "Примтеплоэнерго" (Исполнитель) и Ясли - сад N 2 (Заказчик) заключен договор N 7 на оказание услуг и возмещение предоставленных льгот, согласно условиям которого Исполнитель обязуется обеспечить отоплением и горячим водоснабжением лиц, проживающих в благоустроенных коммунальных помещениях, являющихся специалистами и работающих у Заказчика, имеющих право на бесплатные квартиры с отоплением (пункт 1.1 договора),
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот за указанный предприятием период (июль-декабрь 2004 года) заявлено настоящее исковое требование.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Из имеющейся в материалах дела информации о распределении средств на 2004 год, представленной Департаментом финансов Приморского края, в бюджет субъекта Российской Федерации - Приморский край из федерального бюджета на возмещение спорных расходов поступило 36699 тыс. руб.
Указанные средства в полном объеме распределены и перечислены муниципальным образованиям Приморского края, в том числе Администрации Кировского муниципального района - 2216 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета материалы дела не содержат.
Факт предоставления предприятием льгот за указанный в иске период подтвержден имеющимися в материалах дела актом сверки от 01.01.2005, подписанным КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Горноключевской" и Администрацией п. Кировский, списками граждан, получивших льготу, с указанием Ф.И.О и места жительства, а также счет-фактурами.
Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации Закона РФ "Об образовании", Арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов Российской Федерации и удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации согласно статьям 16, 1069, 1071 ГКРФ.
Взыскание расходов КГУП "Примтеплоэнерго" за счет средств федерального бюджета соответствует и Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта Российской Федерации за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Доводы заявителя жалобы относительно взыскания суммы расходов истца с Министерства образования Российской Федерации как главного распорядителя средств по ведомственной принадлежности, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат положениям статей 165-167, 171 БК РФ, согласно которым к компетенции Министерства финансов Российской Федерации относится составление проекта федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, в том числе открытие лицевых счетов главных распорядителей, а также бюджетных учреждений, поэтому в данном случае ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице ее финансового органа.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.12.2008 по делу N А51-4862/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взыскание расходов КГУП "Примтеплоэнерго" за счет средств федерального бюджета соответствует и Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта Российской Федерации за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Доводы заявителя жалобы относительно взыскания суммы расходов истца с Министерства образования Российской Федерации как главного распорядителя средств по ведомственной принадлежности, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат положениям статей 165-167, 171 БК РФ, согласно которым к компетенции Министерства финансов Российской Федерации относится составление проекта федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, в том числе открытие лицевых счетов главных распорядителей, а также бюджетных учреждений, поэтому в данном случае ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице ее финансового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2009 г. N Ф03-1225/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании