Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2006 г. N Ф03-А59/06-1/3717
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления муниципального образования "Поронайский район" на решение от 12.05.2006 по делу N А59-1094/05-С9 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску открытого акционерного общества "Сахалинэнерго" к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Поронайский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, третье лицо: Муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Восток", о взыскании 448121,08 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Поронайский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области о взыскании 448121,08 руб., связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате тепловой энергии и водоснабжения в период с октября по декабрь 2004 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Восток".
Решением от 12.05.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны муниципального образования "Поронайский район" в лице Финансового управления МО "Поронайский район".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что МО "Поронайский район" выделено достаточно средств для возмещения расходов по предоставлению субсидий.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральной арбитражный суд Дальневосточного округа, Финансовое управление МО "Поронайский район" в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно статье 72 Конституции РФ и статье 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.
Считает необоснованным вывод суда о том, что муниципальное образование "Поронайский район" было обеспечено финансовыми средствами для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона в полном объеме.
Приводит доводы о том, что имеется недофинасирование со стороны федерального бюджета по спорным субсидиям.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Сахалинэнерго" в период с октября по декабрь 2004 года в соответствии с Постановлением Правительства от 02.08.1999 N 887 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" при осуществлении расчетов за предоставленные услуги водоснабжения и теплоснабжению предоставило субсидии малообеспеченным гражданам муниципального образования "Поронайский район".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 448121,08 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. 06.05.2003) определено, что органы государственного управления предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и бюджета, в соответствии с положением о предоставлении субсидий, утверждаемым Правительством РФ.
Согласно статье 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
Статьей 46 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 6,3 млрд. руб.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления в 2004 году из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определен уровень дотирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, который для Сахалинской области установлен в размере 18%.
Указанные средства распределены по субъектам исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 29%.
Судом установлено, что за счет средств, поступающих из федерального бюджета, Сахалинской области перечислено 151275 тыс. рублей дотаций на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Данная сумма распределена между муниципальными образованиями, в том числе, Поронайскому району выделено 7148 тыс. руб. Кроме того, из областного бюджета на указанные цели поступило 28475 тыс. руб., из местного бюджета - 6018 тыс. руб.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Исходя из изложенного при новом рассмотрении спора суду необходимо исследовать фактические обстоятельства дела о достаточности (недостаточности) денежных средств для предоставления субсидий за счет местного бюджета.
В пункте 17 вышеназванного Постановления ВАС РФ также разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Поэтому при новом рассмотрении дела суд должен установить за счет какого публично-правового образования должны быть предоставлены субсидии с учетом его возражений по иску.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.05.2006 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1094/05-С9 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2006 г. N Ф03-А59/06-1/3717
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании