Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 апреля 2009 г. N Ф03-1238/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Ищенко Н.С. - специалист отдела правового обеспечения управления по доверенности от 11.01.2009 б/н, от ООО "ЖКХ "Краснореченское": Инчагов А.Д. - специалист по доверенности от 11.03.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу на решение от 31.12.2008 по делу N А73-11393/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Краснореченское" о взыскании 221848 рублей
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2009 г.
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (далее - МТУ Ростехнадзора по ДФО) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Краснореченское" (далее - ООО "ЖКХ "Краснореченское") с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года, 1 квартал 2008 года в размере 221848 руб.
До принятия решения заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ, применив 5-кратные повышающие коэффициенты против первоначально заявленных 25-кратных, уменьшил требования и просил взыскать 35696 руб. 31 коп.
Решением от 31.12.2008 заявленные требования удовлетворении частично в сумме 3394 руб. 76 коп.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, МТУ Ростехнадзора по ДФО просит решение от 31.12.2008 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель сослался на отсутствие у ООО "ЖКХ "Краснореченское" разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух, в связи с чем плата за негативное воздействие на окружающую среду должна взиматься с общества с применением пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В отзыве и в судебном заседании суда кассационной инстанции ООО "ЖКХ "Краснореченское" в лице своего представителя, возражая относительно доводов кассационной жалобы, просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель МТУ Ростехнадзора по ДФО в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал позицию, изложенную в жалобе.
Проверив законность решения от 31.12.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ "Краснореченское" в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством сбросов в водные объекты, выбросов в атмосферный воздух, размещения отходов, в связи с чем является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды.
Согласно акту сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.04.2007 по 20.04.2008, составленному между ООО "ЖКХ "Краснореченское" и МТУ Ростехнадзора по ДФО, задолженность плательщика составила 230848 руб.
МТУ Ростехнадзора по ДФО направило в адрес ООО "ЖКХ "Краснореченское" требование от 25.07.2008 N 13-46/4684 об оплате образовавшейся задолженности в срок до 20.08.2008.
Поскольку ООО "ЖКХ "Краснореченское" не уплатило в добровольном порядке сумму задолженности, МТУ Ростехнадзора по ДФО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом установлено, что общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года и 1 квартал 2008 года должна составлять 12394 руб. 70 коп., в том числе за сбросы в водные объекты 7539 руб. 51 коп., за размещение отходов 4801 руб. 84 коп., за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками 53 руб. 41 коп., в то время как общая сумма платежей за указанные периоды произведена ООО "ЖКХ "Краснореченское" на сумму 9000 руб.
В этой связи суд удовлетворил заявленные требования в сумме 3394 руб. 76 коп.
При этом в части платы за сбросы в водные объекты за 4 квартал 2007 года, 1 квартал 2008 года суд исходил из того, что в данный период отсутствовали надлежащим образом утвержденные Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (начало действия - 13.06.2008) и Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (начало действия - 02.04.2008), в связи с чем суд пришел к выводу о невозможности получения ответчиком разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Вместе с тем, освобождая ООО "ЖКХ "Краснореченское" от ответственности за невыполнение требований природоохранного законодательства, арбитражный суд не сослался на какой-либо нормативный правовой акт, приостанавливающий в спорный период действие пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), предписывающего природопользователям осуществление платежей за загрязнение только в пределах допустимых нормативов.
При этом в соответствии с п. 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Пункт 5 предусматривает, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Кроме того, суд первой инстанции, отказывая в применении пятикратного повышающего коэффициента к плате за размещение отходов производства за 1 квартал 2008 года, исходил из того, что общество обратилось за выдачей лицензии на осуществление деятельности по сбору и размещению опасных отходов 30.11.2007, лицензия получена 15.01.2008, что исключает его виновное поведение.
Однако суд в нарушение статьи 170 АПК РФ не указал нормы права, определяющие период получения разрешения и регулирующие порядок освобождения от применения вышеуказанных санкций добросовестных хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего спора.
При новом рассмотрении спора суду необходимо установить фактически существовавший в указанный период порядок разработки и утверждения нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и рассмотреть спор по существу заявленного требования с определением всех необходимых данных и подлежащей взысканию с ответчика платы за загрязнение природной среды в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.12.2008 по делу N А73-11393/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года и 1 квартал 2008 года должна составлять 12394 руб. 70 коп., в том числе за сбросы в водные объекты 7539 руб. 51 коп., за размещение отходов 4801 руб. 84 коп., за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками 53 руб. 41 коп., в то время как общая сумма платежей за указанные периоды произведена ООО "ЖКХ "Краснореченское" на сумму 9000 руб.
В этой связи суд удовлетворил заявленные требования в сумме 3394 руб. 76 коп.
При этом в части платы за сбросы в водные объекты за 4 квартал 2007 года, 1 квартал 2008 года суд исходил из того, что в данный период отсутствовали надлежащим образом утвержденные Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (начало действия - 13.06.2008) и Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (начало действия - 02.04.2008), в связи с чем суд пришел к выводу о невозможности получения ответчиком разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Вместе с тем, освобождая ООО "ЖКХ "Краснореченское" от ответственности за невыполнение требований природоохранного законодательства, арбитражный суд не сослался на какой-либо нормативный правовой акт, приостанавливающий в спорный период действие пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), предписывающего природопользователям осуществление платежей за загрязнение только в пределах допустимых нормативов.
При этом в соответствии с п. 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Пункт 5 предусматривает, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
...
При новом рассмотрении спора суду необходимо установить фактически существовавший в указанный период порядок разработки и утверждения нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и рассмотреть спор по существу заявленного требования с определением всех необходимых данных и подлежащей взысканию с ответчика платы за загрязнение природной среды в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 апреля 2009 г. N Ф03-1238/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании