Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3638
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Н.С. Ищенко - представитель по доверенности от 10.01.2006 N 10-19/5, от ответчика: Н.Е. Кутняк - представитель по доверенности от 11.01.2006 N 16/36; Л.В. Туманова - представитель по доверенности от 28.03.2006 N 922/36; Л.Р. Дорофеева - представитель по доверенности от 28.03.2006 N 921/36; Л.Г. Водошева - представитель по доверенности от 10.10.2006 N 2749/42, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского территориального межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору на решение от 16.05.2006 по делу N А73-2047/2006-63 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского территориального межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Водоканал" о взыскании 5594082,86 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2006 года.
Хабаровское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о взыскании с муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" 5594082,86 руб. задолженности по платежам в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2004 год.
Решением от 16.05.2006 в удовлетворении иска Хабаровскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на принятое по делу решение, Межрегиональное управление технологического и экологического надзора по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по ДФО) в своей кассационной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", Бюджетным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51) платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду являются источником формирования средств бюджетов, в том числе федерального. Указывает на недоплату ответчиком в федеральный бюджет платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Считает неправомерным применение судом при разрешении спора Постановления Губернатора Хабаровского края от 30.01.2004 N 20, которое распространяет свое действие только на бюджет Хабаровского края.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МТУ Ростехнадзора по ДФО поддержала доводы жалобы в полном объеме.
МУП города Хабаровска "Водоканал" в отзыве на жалобу и через своих представителей в заседании кассационной инстанции выразили согласие с принятым по делу решением, полагая его законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, МУП г. Хабаровска "Водоканал" в результате своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу ФЗ "Об охране окружающей среды (ст. 16), Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановления Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными подвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" обязано осуществлять экологические платежи.
Как следует из акта проверки от 04.10.2005 выполнения требований природоохранного законодательства МУП г. Хабаровска "Водоканал", оформленного Хабаровским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору (л.д. 7 т. 1), размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 год составляет: за организованный сброс загрязняющих веществ - 22034355,44 руб.; за неорганизованный сброс загрязняющих веществ - 3813,14 руб.; за выброс загрязняющих веществ от стационарных источников - 219,38 руб.; за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников - 8328,24 руб.; за размещение отходов - 7475828,98 руб.
Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 год составляет 29522545,18 руб., из них отчисления в федеральный бюджет составляют 5904509,04 руб., из которых предприятием "Водоканал" перечислено 310426,18 руб.
Задолженность последнего перед федеральным бюджетом согласно данному акту определена истцом в истребуемой в настоящем иске сумме 5594082,86 руб.
Рассматривая спор, суд исследовал все имеющие значение обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так в соответствии с пунктами 7, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям природного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с настоящим Порядком, равны или не превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации".
В процессе рассмотрения спора суд на основании представленных ответчиком отчетных документов установил, что в 2004 году на предприятии отсутствовала прибыль и это обстоятельство не опровергнуто истцом.
В связи с изложенным, поскольку расчет платежей в федеральный бюджет за превышение предельно допустимых сбросов определено предприятию водопроводно-канализационного хозяйства без учета правил, установленных в этой части вышеуказанным постановлением Правительства, а также без учета социально-экономической значимости деятельности ответчика и необходимости выполнения им природоохранных мероприятий, поэтому суд правомерно отказал истцу в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.05.2006 по делу N А73-2047/2006-63 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.7 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. N 632, платежи за превышение предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Управление по технологическому и экологическому надзору обратилось в суд с заявлением о взыскании с организации задолженности по экологическим платежам.
Суд, рассмотрев дело, установил, что речь идет о задолженности, возникшей в результате неуплаты организацией в бюджет платы за превышение предельных размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды.
Из представленных организацией материалов следует, что в период образования задолженности прибыль от финансово-хозяйственной деятельности у нее отсутствовала.
С учетов данного обстоятельства, суд пояснил, что у организации отсутствует источник для уплаты в бюджет сверхнормативных платежей за загрязнение окружающей среды.
Кроме того, ответчик по делу является водоснабжающей город организацией, имеющей социально-экономическую значимость, на которую возложена обязанность, выполнять природоохранные мероприятия.
На основании изложенного, суд отказал Управлению по технологическому и экологическому надзору во взыскании с организации сумм сверхнормативных платежей за загрязнение окружающей среды.
Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2006 г. N Ф03-А73/06-1/3638
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании