Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4279
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ОАО "Российские железные дороги" - Себекина И.Ю., представитель по доверенности от 01.02.2006 N РСЮ-131, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю на решение от 15.05.2006, постановление от 18.07.2006 по делу N А51-51/2006 31-16 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество; ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) в сумме 203670 руб. и обязании возвратить уплаченные заявителем по платежному поручению от 15.12.2005 N 38730 пени в сумме 3885,10 руб. за несвоевременное поступление страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, путем зачета в счет страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии и пени в сумме 1390,57 руб., начисленные согласно акту сверки по состоянию на 01.05.2006.
Решением суда от 15.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2006, требования заявителя удовлетворены, учитывая, что возврат излишне уплаченных обществом взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговым органом.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает на то, что действующим законодательством порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до настоящего времени не определен, и полагает, что, учитывая природу страховых взносов и их зачисление в полном объеме на счета Пенсионного фонда РФ, возврат излишне уплаченных страховых взносов должен осуществляться органом Пенсионного фонда РФ. Инспекция также считает правомерным начисление пеней в размере 5275,67 руб.
Налоговый орган надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание кассационной инстанции не явился.
ООО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонили и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, филиалом ОАО "РЖД" (Уссурийский отдел рабочего снабжения Хабаровского дорожного центра рабочего снабжения) при заполнении платежного поручения от 19.10.2005 N 30880 на сумму 594062 руб. был ошибочно указан код бюджетной классификации (КБК), вместо - 18210202010061000160 указано - 18210202020061000160, в результате чего образовалась переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии.
19.10.2005 общество обратилось в инспекцию с заявлением N 132-НС с просьбой ошибочно перечисленную сумму страховых взносов в сумме 594062 руб., направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК - 18210202020061000160), учесть в счет погашения недоимки по страховым взносам, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК - 18210202010061000160). Аналогичное заявление от 19.10.2005 N 133-НС было направлено начальнику Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Уссурийску и Уссурийскому району.
Налоговый орган письмом от 27.10.2005 N 09/87594 сообщил, что вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ, и зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов не может быть произведен налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю был дан ответ о том, что возврат излишне (ошибочно) перечисленных страховых взносов должны осуществлять налоговые органы в рамках контроля за уплатой страховых взносов. Не согласившись с отказом, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, признавая незаконным отказ инспекции, исходил из того, что зачет (возврат) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае должен осуществляться налоговыми органами, являющимися администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, и на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 24 названного Федерального закона предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврата, однако порядок не определен.
Между тем, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Факт излишней уплаты страховых взносов в сумме 594062 руб. установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, основания для отказа в зачете излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов в спорной сумме у инспекции отсутствовали.
Подлежит отклонению и довод налогового органа о правомерном начислении пеней в сумме 5275,67 руб.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. При этом пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Однако, в данном случае, суд пришел к правильному выводу о неправомерном отказе в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов и необоснованном в связи с этим начислением пеней в указанной выше сумме.
При таких обстоятельствах и исходя из доводов кассационной жалобы, решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отмене не подлежат, а кассационную жалобу налогового органа следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.05.2006, постановление апелляционной инстанции от 18.07.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-51/2006 31-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4279
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании