Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4416
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 06.06.2006, постановление от 30.08.2006 по делу N А51-5306/06 36-117 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации муниципального образования Хасанский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 6822 руб. 10 коп.
Резолютивная часть постановления от 07.11.2006 года. Полный текст постановления изготовлен 14.11.2006 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования Хасанский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 6822 руб. 10 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии за период октября-ноября 2004 в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением суда от 06.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взысканы убытки в сумме 6822 руб. 10 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательств тому, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности для возникновения обязанности финансирования таких льгот за счет средств федерального бюджета.
Также, указывает на то, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (действие которого продлено на 2004 год), который устанавливает, что расходование предоставленных из фонда компенсаций субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам, на которые и возлагается ответственность за предоставление недостоверных сведений о потребности субъекта в этих средствах.
По мнению заявителя жалобы, Российская Федерация свои обязательства выполнила, утвердив в фонде компенсаций ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" целевые средства на реализацию льгот по ЖКУ по ФЗ "О социальной защите инвалидов" Приморскому краю 368303,0 тыс. руб., доведя их полностью до субъекта РФ.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В октябре-ноябре 2004 года ОАО "Российские железные дороги" в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло гражданам, проживающим в муниципальном образовании Хасанский район льготы по оплате за электроэнергию, что подтверждается имеющимися в деле документами.
Ввиду невозмещения истцу государственными органами и органами местного самоуправления данных расходов на общую сумму 6822 руб. 10 коп., истцом предъявлен настоящий иск.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и статья 10 ФЗ "О ветеранах" предусматривают предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и утвержденным им Порядком предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот, средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном фонде компенсаций и направляются субъектам РФ. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения.
Судом установлено, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе Фонда компенсаций были утверждены субвенции на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Приморскому краю в сумме 368303,0 тыс. руб., которые в полном объеме доведены в субъект РФ и далее муниципальным образованиям, в том числе МО Хасанский район 6201 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом и муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Хасанского района, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы в соответствии с компетенцией последних.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Исходя из указанных норм, норм статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 ответчиками по делам о возмещении убытков, возникших по вине Российской Федерации, выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о незаконном взыскании денежных средств с казны РФ в лице Минфина РФ являются несостоятельными.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.06.2006 и постановление от 30.08.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5306/06 36-117 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4416
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании