Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 ноября 2006 г. N Ф03-А37/06-2/4201
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 15.06.2006 по делу N А37-1191/06-5 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Н.Т. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, третье лицо: Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны", о признании недействительным решения от 19.04.2006 N НТ-13.2-18/8379.
Резолютивная часть постановления от 8 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2006 года.
Индивидуальный предприниматель Н.Т. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.04.2006 N НТ-13.2-18/8379.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Магаданской области "Администрация Особой экономической зоны" (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением суда от 15.06.2006 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - участник ОЭЗ), обоснованно воспользовался льготой по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон N 104-ФЗ), в соответствии с которой участник зоны освобождается от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что все контрагенты предпринимателя не зарегистрированы в Магадане и Магаданской области в составе юридических лиц. Регистрацию имели лишь обособленные структурные подразделения этих организаций, которые состоят на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области и им присвоен КПП по месту нахождения филиала.
Кроме этого, по мнению инспекции, предприниматель не вел раздельный учет операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области и вне территории ОЭЗ и пределов Магаданской области, что является нарушением статьи 5 Закона N 104-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Как установлено судом, предприниматель Н.Т. является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 002669 от 03.04.2003.
Инспекцией по результатам камеральной проверки представленной предпринимателем налоговой декларации по НДС за декабрь 2005 года принято решение от 19.04.2006 N НТ-13.2-18/8379 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 9090,4 руб., которым также предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 45452 руб. и пени - 1618,09 руб.
Предприниматель, не согласившись с указанным выше решением, оспорил его в арбитражный суд, который, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение недействительным.
При этом суд исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление N 646) определены критерии отнесения финансово-хозяйственных операций, осуществляемых участниками ОЭЗ, к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения, а именно:
- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в особой экономической зоне или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- объекты операций находятся (выполняются, оказываются) на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области.
В соответствии со статьей 5 Закона N 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Льготы, установленные данной статьей, предоставляются при условии ведения участниками особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых в пределах особой экономической зоны и Магаданской области.
Исходя из смысла указанных норм права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что для урегулирования спорных правоотношений имеет значение регистрация юридического лица по территориальному признаку, то есть по месту осуществления фактической деятельности, о чем свидетельствует постановка на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения как самого юридического лица, так и его обособленных подразделений. Поскольку предприниматель осуществлял операции с юридическими лицами, поставленными на учет в качестве налогоплательщиков в налоговых органах Магаданской области по месту нахождения своих филиалов, то он правомерно воспользовался льготой участника ОЭЗ.
Инспекция не оспаривает, что НДС в указанной выше сумме получен предпринимателем от операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществленных в пределах ОЭЗ и Магаданской области. Вместе с тем полагает, что поскольку данный налог получен от оказания услуг покупателям, не зарегистрированным в ОЭЗ или Магаданской области, то основания для применения льготы отсутствуют.
Довод налогового органа является ошибочным и противоречит статье 5 вышеуказанного Закона N 104-ФЗ.
Как установлено судом, ФГУП "Почта России", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота" филиал в Магадане, ГУДП Аэронавигация Северо-Востока ФУП Госкорпорация по ОВД в Российской Федерации, Филиал "Внешторгбанка" в Магадане, ОАО "Ростелеком", ООО "ШинИнвест-Магадан" Калининское ОСБ 8544 город Челябинск, ООО "Оптима-Приморье", Магаданский филиал ОАО АКБ "Росбанк", филиал компании "Юниверсал Содексо Евразия", Магаданская местная оргнизация Хабаровской региональной организации Всероссийского ордена, филиал фонда пожарной безопасности находятся в городе Магадане, а также состоят на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, то есть по месту осуществления деятельности в Магаданской области.
Довод жалобы о том, что предпринимателем не осуществлялось ведение отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой им в пределах особой экономической зоны и вне ее пределах, признается судом кассационной инстанции несостоятельным и опровергается материалами дела.
Как следует из акта проверки и решения суда, предпринимателем в налоговый орган за декабрь месяц 2005 года были представлены две декларации: уточненная декларация по НДС в ОЭЗ, в которой отражена сумма оборота 657015 руб., НДС к вычету - 219960 руб., общая сумма, подлежащая уплате, - 437055 руб. и налоговая декларация по НДС вне ОЭЗ, в которой сумма облагаемого оборота составила 2804 руб., НДС к вычету - 1232 руб., сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, - 1572 руб. Кроме того, в материалах дела имеются книги продаж в ОЭЗ и книги продаж вне ОЭЗ.
Таким образом, предпринимателем соблюдены требования Постановления N 646, а именно: операции осуществляются с организациями, зарегистрированными в Магаданской области, и там же находятся объекты операций, ведется раздельный учет таких операций, что не опровергнуто налоговым органом, поэтому суд обоснованно удовлетворил заявление налогоплательщика о признании недействительным решения от 19.04.2006 N НТ-13.2-18/8379.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция приходит к выводу о правильном применении судом норм материального и процессуального права, поэтому кассационная: жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.06.2006 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1191/06-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2006 г. N Ф03-А37/06-2/4201
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании