Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 октября 2006 г. N Ф03-А16/06-1/4011
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Д.М. Лобов - представитель по доверенности N 7/204 от 13.03.2006, от ответчиков: С.В. Бурдастов - заведующий отделом по доверенности N 654 от 18.07.2006; С.В. Захаров - начальник юридического отдела по доверенности б/н от 03.02.2006; А.А. Подзорова - представитель по доверенности б/н от 31.12.2005; О.И. Золотарева - начальник отдела по доверенности N 22 от 19.01.2006; О.В. Романова - заместитель начальника контрольно-правового отдела по доверенности N 90 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Еврейской Автономной области на решение от 16.06.2006 по делу N А16-1771/05-6 Арбитражного суда Еврейской Автономной области, по иску Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" в лице филиала областного Энергосбыта Еврейской Автономной области к Муниципальному образованию г. Биробиджан, Финансовому управлению, Комитету соцзащиты населения Правительства Еврейской Автономной области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Еврейской Автономной области, Федеральному агентству по здравоохранению и соцразвитию о взыскании 452756 руб. 37 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" в лице филиала областного Энергосбыта Еврейской Автономной области обратилось в Арбитражный суд Еврейской Автономной области с иском к Муниципальному образованию г. Биробиджан, Финансовому управлению, Комитету соцзащиты населения Правительства Еврейской Автономной области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Еврейской Автономной области, Федеральному агентству по здравоохранению и соцразвитию о взыскании 452756 руб. 37 коп. составляющих сумму некомпенсированных выпадающих доходов от предоставления в 2004 г. льгот по оплате тепловой и электроэнергии гражданам в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995, "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991, "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" N 5-ФЗ от 09.01.1997, "О донорстве крови и ее компонентов" N 5142-1 от 09.06.1993, Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" N 431 от 05.05.1992.
До вынесения решения истец, в порядке п. 2 ст. 49 АПК РФ отказался от исковых требований в части компенсации льгот по ФЗ "О ветеранах" в сумме 5229,18 руб.
Решение суда от 16.06.2006 требования истца удовлетворены в сумме 452756 руб. 37 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Суд исходил из неисполнения Российской Федерацией установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации достаточных целевых средств для компенсации указанных расходов в связи с чем, ответственность за возникшие у истца убытки должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов на основании ст.ст. 16, 125, 1069 ГК РФ.
Министерство финансов РФ в лице УФК по Еврейской Автономной области, не согласившись в принятым по делу судебным актом в своей кассационной жалобе полагает его отменить, как необоснованное, принятое с неправильным применением законодательства о льготах в части установления этим и другим законодательством порядка компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, и в иске Российской Федерации отказать.
По мнению заявителя, Министерство финансов РФ свои обязательства исполнило, доведя до бюджетов субъектов федерации, а также главных распорядителей бюджетных средств, утвержденные в составе федерального бюджета на соответствующий год средства на реализацию льгот по указанным законам в виде субсидий, субвенций и иной финансовой помощи.
Ссылается также на то, что льготы, предусмотренные Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не обеспечены источником финансирования, поскольку ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на реализацию этого закона не утверждались, что исключает ответственность казны РФ. Кроме того, размер иска в этой части требований не подтвержден документами, подтверждающими право лиц, указанных в списках, на эти льготы.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании представителей сторон, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, во исполнение Законов Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" между истцом (Энергосбытом) и ответчиком (Мэрией г. Биробиджана) 01.01.2004 заключен договор, согласно которому Мэрия через Комитет социальной защиты населения обязалась производить оплату предоставленных льгот в пределах средств, переданных на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 договора Энергосбыт обязался предоставлять льготы по оплате за электрическую и тепловую энергию гражданам, имеющим право на данные льготы, в размере 50% - инвалидам, реабилитированным, донорам, в размере 100% - Героям Социалистического Труда (полным кавалерам ордена Трудовой Славы), в размере 30% - многодетным семьям, согласно утвержденным нормам и тарифам.
Неполное возмещение истцу расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот, установленных соответствующими законами, послужило основанием обращения Энергосбыта в суд с настоящим иском.
Факт предоставления истцом льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтвержден материалами дела, в том числе представленными списками граждан-льготников, актами сверки расчетов за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, подписанными обеими сторонами договора.
В связи с чем, доводы заявителя жалобы о том, что истцом не подтверждены убытки от предоставления льгот многодетным матерям необоснован, поскольку опровергается материалами дела.
Рассматривая спор, суд правомерно определил источник финансирования льгот, предоставленных истцом во исполнение указанных федеральных законов - федеральный бюджет.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Следовательно, возложенные Федеральными законами на субъекты федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со ст. 130 Бюджетного кодекса РФ как отельный вид расходов бюджета, из которого они передаются, и учитываются раздельно по каждому виду расходов.
Судом правомерно установлено, что доведение средств федерального бюджета, утвержденных ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", в составе Фонда компенсаций на реализацию льгот, установленных указанными законами, в бюджет субъекта РФ произведено в полном объеме, которых оказалось недостаточно для компенсации фактически предоставленных в спорный период льгот. Доказательств их нецелевого использования субъектом или муниципальным образованием Министерством финансов РФ не представлено.
Средства на реализацию льгот во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете не утверждались, а потому в бюджете субъекта Еврейской Автономной области также не предусматривались.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили финансами в полном объеме реализацию установленных федеральными законами льгот по ЖКУ, в результате чего у истца возникли убытки, исковые требования правомерно удовлетворены за счет казны РФ в лице Минфина РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.06.2006 г. по делу N А16-1771/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2006 г. N Ф03-А16/06-1/4011
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании