Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4179
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4164
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 19.05.2006, постановление от 02.08.2006 по делу N А51-20538/2005 13-399/14 Арбитражного суда Приморского края, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Дальэнерго" в лице Лесозаводского отделения филиала Дальэнергосбыта к Администрации муниципального образования Кировский район, Финансовому управлению администрации МО Кировский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 130871 руб. 19 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Лесозаводского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Кировский район, Финансовому управлению администрации МО Кировский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 130871 руб. 19 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии за период с августа по ноябрь (включительно) 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и договором от 04.01.2002.
Решением от 19.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2006, исковые требования удовлетворены в сумме 64947 руб. 44 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись, в остальной части требований (убытки за период с 01 августа по 01 ноября 2002) отказано за пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено этим ответчиком.
Не согласившись с решением от 19.05.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2006 в части удовлетворенных требований истца, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
При этом, заявитель, ссылаясь на ч. 3 ст. 308 ГК РФ, полагает, что Российская Федерация, не являясь стороной в договоре и участником правоотношений с истцом, не может нести ответственности перед ним.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, расходы которого учитываются в межбюджетных отношениях (взаиморасчеты) с федеральным бюджетом, то есть по факту наличия у субъекта таких расходов. В обоснование чего, заявитель ссылается на Постановление Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387, которым утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо-газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны
УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета, во исполнение которого Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" утверждены целевые средства для передачи в бюджеты муниципальных образований.
Кроме того, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю оспаривает размер предъявленной истцом компенсации, как неподтвержденный первичными документами (квитанциями об оплате), а также документами о наличии права на льготу в соответствии с указанным законом.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, истец во исполнение заключенного 04.01.2002 с Администрацией муниципального образования Кировский район договора на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставлял в 2002 году льготы указанной категории граждан, подпадающих под действие этого закона, по оплате электроэнергии с 50% скидкой.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 130871 руб. 30 коп. явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Как правильно указано судом, размер предоставленных истцом льгот, предъявленных к возмещению, подтверждается списками льготников по данному закону, подписанному уполномоченным органом - Отделом социальной защиты населения МО Кировский район, актами сверки расчетов с указанием в них количества льготников и суммы предоставленной льготы с участием истца, отдела социальной защиты, финансового управления администрации МО Кировский район.
При рассмотрении спора суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Так статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Пунктом 4 ст. 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства для исполнения государственных полномочий передаются из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субсидий или субвенций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как видно из материалов дела, Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо-газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждались, так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Вместе с тем, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в бюджет муниципального образования Кировский район запланировано и доведено 2200 тыс. руб. на реализацию ФЗ "О ветеранах", которых оказалось недостаточно.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Кировского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки от предоставленных льгот за ноябрь 2002 года в размере 64947 руб. 44 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, отказав истцу в остальной части требований за пропуском установленного ст. 196 ГК РФ срока исковой давности о применении которого заявлено ответчиком.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2006 по делу N А51-20538/2005 13-399/14 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4179
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании