Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 декабря 2006 г. N Ф03-А04/06-1/4791
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: И.Н. Сафрина представитель по доверенности от 04.02.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 21.09.2006 по делу N А04-5405/06-17/91 Арбитражного суда Амурской области, по иску Серышевской КЭЧ к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Финансовый департамент Администрации Амурской области, Финансовое управление администрации Серышевского района, Управлению образования Серышевского района, Управлению здравоохранения Серышевского района, о взыскании 733113,63 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2006 года.
Серышевская квартирно-эксплутационная часть Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 733113,63 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот работникам образовательных и медицинских учреждений по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 01.01.2004 по 31.12.2004.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовый департамент Администрации Амурской области, Финансовое управление Администрации Серышевского района, Управление образования Серышевского района, Управление здравоохранения Серышевского района.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 699173,90 руб.
Решением от 21.09.2006 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что компенсация льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказом Минфина РФ от 25.07.2003 N 68н должна производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
Представитель истца в судебном заседании выразила согласие с принятым по делу судебным актом и просила оставить его без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого решения от 21.09.2006, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Серышевская КЭЧ в течение 2004 года предоставляла льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в п.г.т. Серышево Амурской области.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 699173,90 руб., составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Педагогические работники и работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, поселках городского типа, на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках", статьи 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", статьи 55 Закона РФ "Об образовании" имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в натуре.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, с учетом положений законодательства, разграничивающего расходные полномочия бюджетов Российской Федерации и субъектов РФ, исходил из того, что отнесение статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) расходов по обеспечению социальной защиты населения к совместно финансируемым Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. В связи с чем правильно установил источник предоставления рассматриваемых льгот - средства федерального бюджета, которые при передаче осуществления полномочий РФ на другой уровень власти должны передаваться нижестоящему бюджету в форме субвенций, что соответствует положениям пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005), Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Судом установлено, что в 2004 году из федерального бюджета Амурской области на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским специалистам поступали денежные средства в сумме 36934000 руб., из них Серышевскому району - 1431000 руб.
Однако указанных средств оказалось недостаточно для покрытия потребности района на рассматриваемые цели.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование, что соответствует ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 699173,90 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.09.2006 по делу N А04-5405/06-17/91 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, с учетом положений законодательства, разграничивающего расходные полномочия бюджетов Российской Федерации и субъектов РФ, исходил из того, что отнесение статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) расходов по обеспечению социальной защиты населения к совместно финансируемым Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. В связи с чем правильно установил источник предоставления рассматриваемых льгот - средства федерального бюджета, которые при передаче осуществления полномочий РФ на другой уровень власти должны передаваться нижестоящему бюджету в форме субвенций, что соответствует положениям пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005), Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
...
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование, что соответствует ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 699173,90 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2006 г. N Ф03-А04/06-1/4791
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании