Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-2/4621
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Правительства Хабаровского края: Зельник Ю.В., представитель по доверенности от 07.12.2005 N 4.1.2.28-10205, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дебора" на решение от 26.07.2006, постановление от 26.09.2006 по делу N А73-5641/2006-11АП (АИ-1/1247/06-14) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дебора" к Министерству природных ресурсов Хабаровского края, заинтересованное лицо прокурор Кировского района г. Хабаровска, о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Дебора" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 18.05.2006 NN 213, 214, 217 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1, 8.2, частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) соответственно.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Прокуратура Кировского района г. Хабаровска (далее - прокуратура).
Решением суда от 26.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1, 8.2, частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, отсутствует вина общества в совершении вмененных ему правонарушений. Кроме того, общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу, его представитель в заседании суда кассационной инстанции против доводов жалобы возражали, считая решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Прокуратура отзыв на кассационную жалобу не представила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя административного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Кировского района г. Хабаровска совместно с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Хабаровска проведена проверка общества, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Чкалова, 3, по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено, что общество осуществляет свою деятельность без разрешений Ростехнадзора на сброс загрязняющих веществ в водный объект, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, без согласованных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Данный факт послужил основанием для вынесения прокуратурой постановлений от 28.04.2006 о возбуждении дел об административных правонарушениях, направления их и других материалов проверки для рассмотрения по существу в административный орган.
Административный орган, рассмотрев материалы административного дела, вынес постановления от 18.05.2006 NN 213, 214, 217 о признании общества виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.1, 8.2, частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и о назначении наказания в виде административных штрафов в размере 20000 руб., 10000 руб. и 40000 руб. соответственно.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения общества к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 4 статьи 23 названного Закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что общество осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой производятся сбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в отсутствие соответствующего разрешения, следовательно, правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Статьей 14 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии со статьей 18 вышеуказанного Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляется деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в целях реализации статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (пункт 4 Правил).
Поскольку на момент проведения проверки у общества отсутствовали лимиты на размещение отходов производства и потребления, последнее правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество эксплуатирует источники выбросов вредных веществ без соответствующего разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях ООО "Дебора" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, соответствует нормам права и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителя жалобы об отсутствии вины общества в совершении вмененных ему административных правонарушений в связи с тем, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на выдачу и утверждение соответствующей экологической документации, несвоевременно рассматривали обращения общества, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку, как правильно установили судебные инстанции, вина общества заключается в бездействии по своевременному исполнению возложенных на него законодательством обязанностей по получению специальных разрешений на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком в водные объекты и на водосборную площадь и на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащем уведомлении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, которые, правильно применив нормы материального права, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, что не подлежит переоценке судом кассационной инстанции, с учетом установленных для данной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ пределов рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, а решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, как основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.07.2006, постановление апелляционной инстанции от 26.09.2006 по делу N А73-5641/2006-11АП (АИ-1/1247/06-14) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество эксплуатирует источники выбросов вредных веществ без соответствующего разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях ООО "Дебора" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, соответствует нормам права и не противоречит фактическим обстоятельствам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-2/4621
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании