Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4617
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "М": Попков Д.В., представитель по доверенности от 16.06.2006 б/н, от ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока: Данилян Е.Ю., представитель по доверенности от 14.04.2006 N 2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району города Владивостока на решение от 08.08.2006 по делу N А51-9627/2006 20-264 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.04.2006 N 11151 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Решением суда от 08.08.2006 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что законодательство, действовавшее в спорный период, не предусматривало обязанность налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по основным средствам, приобретенным до и используемым после указанного перехода, правомерно предъявленные к вычету в предшествовавшем переходу налоговом периоде.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в заседании суда кассационной инстанции, в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, вступившими в законную силу с 01.01.2006, переход на специальный режим налогообложения влечет для налогоплательщика определенные правовые последствия в виде восстановления НДС на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, принятого к вычету налогоплательщиком в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на упрощенную систему налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании общество отклонило изложенные в жалобе доводы, считая судебное решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующий в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией налоговой службы по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по НДС за декабрь 2005 года, принято решение от 17.04.2006 N 11151 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату НДС за декабрь 2005 года в виде штрафа в сумме 23401 руб. Этим же решением обществу произведен зачет имеющейся переплаты по НДС в сумме 998,08 руб., предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 118005 руб. и пени - 4424,41 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления НДС и пени, как видно из решения налогового органа, явилось то, что общество при переходе с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения не восстановило и не уплатило в бюджет в декабре 2005 года НДС, ранее предъявленный к вычету в порядке статьи 172 НК РФ при применении общего режима налогообложения.
Не согласившись с названным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения об обязанности восстанавливать суммы НДС, предъявленные к вычету в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на специальный налоговый режим вступили в действие 01.01.2006. Данные положения, установленные Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 22.07.2005 119-ФЗ), не имеют обратной силы в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ и не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.01.2006.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налогов возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно статье 171 Кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщиком и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 170 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики лишаются права применять налоговые вычеты по НДС в периоде, предшествовавшем переходу налогоплательщика на специальный налоговый режим. При этом возникает обязанность по восстановлению сумм НДС, ранее принятых к вычету и, соответственно, по уплате этих сумм в бюджет.
Статьей 57 Конституции РФ и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Правовая позиция о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, являющихся участниками длящихся налоговых правоотношений, отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О, в соответствии с которой заявитель, если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, вправе защищать свои права как налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции РФ запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.
Норма закона, изменяющая положения пункта 3 статьи 170 НК РФ, вступила в силу с 01.01.2006 и на основании положений вышеприведенных правовых норм обратной силы не имеет.
Таким образом, учитывая, что ранее действовавшее законодательство не предусматривало обязанности налогоплательщика по восстановлению сумм налога, принятых к вычету в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на специальный налоговый режим, оснований для доначисления обществу НДС, соответствующих сумм пени и штрафа у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.08.2006 по делу N А51-9627/2006 20-264 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 57 Конституции РФ и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Правовая позиция о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, являющихся участниками длящихся налоговых правоотношений, отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О, в соответствии с которой заявитель, если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, вправе защищать свои права как налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции РФ запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.
Норма закона, изменяющая положения пункта 3 статьи 170 НК РФ, вступила в силу с 01.01.2006 и на основании положений вышеприведенных правовых норм обратной силы не имеет."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-2/4617
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании